Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Для большинства людей представляет большую трудность вскрыть собственную сущность, признаться себе, что ими двигают некие внутренние, не всегда симпатичные стремления. Для них невыносимо согласиться с тем, что их поступки далеко не всегда движимы "праведными" стремлениями и склонностями. Человеку не просто открыть для себя, что он "не в порядке". Никому не нравится быть "нехорошим". Чувство вины - одна из тяжелейших нош, которые человек может взвалить на себя. Именно поэтому человек снабжён внутренним "механизмом" под названием "я-то в порядке, это ты - не прав". "Что? Я завидую? Я заносчив? - воскликнет человек - Нет, это не я, это - ты таков!" Человек всеми средствами постарается перенести обвинения на кого-то другого, лишь бы самому быть остаться "правым".
Любой преступник, любой негодяй в доверительном разговоре приведёт вам ряд "веских" причин и оправданий почему он украл или, что похуже, он объяснит вам вполне толково, опираясь на логику и разум, почему он был "вынужден" поступить так и покажет вам "со всей ясностью", что "по большому счёту" он прав и ни в чём не виноват. Никто не признается, что совершил что-либо из-за своей испорченности, из-за внутреннего изъяна, ибо никто не готов согласиться с тем, что является "плохим". Человек не может жить с чувством самоотрицания, с чувством вины, он бежит от этого и объяснит как угодно и чем угодно, чтобы только избежать этого состояния. Он всеми силами будет стремиться - какое бы злодеяние не совершил - к внутреннему комфорту и выводу, что он сам - "в порядке".
Один вор объяснил, почему он ворует, тем, что "богачи должны терпеть лишения". Другой пожаловался, что "государство несправедливо к беднякам". Третий, которого полиция обвиняла в квартирных кражах в далеко не фешенебельных районах, уверял, что никогда у бедных не крадёт, и, как пример, рассказал, что однажды, забравшись в чей-то дом и обнаружив, что в холодильнике пусто, а хозяева в крайней нужде, оставил на кухонном столе четыреста шекелей, чтобы те купили еду. Один парнишка, пристрастившийся к "очистке" киосков, когда его "прижали к стенке" завопил: "Это не я воровал, это моя рука"!"
Такое характерно не только для преступников или аномальных подростков, это внутреннее свойство всех нас. Никто, по большому счёту, не желает нести вину, каждый отыщет себе оправдание и объяснит, почему он сделал так, а не иначе, обвинив других, чтобы обелить себя.
Мы все бежим от ситуации и не желаем признавать в себе дурные склонности, ибо считаем, что наличие "неправедных" мыслей и стремлений - само по себе грех. Признать, что мы можем быть склонны к чему-то нехорошему - в наших глазах - вещь ужасная. Справиться с этой проблемой - одна из самых трудных задач для человеческой души.
Однажды два хасида поспорили, чей Ребе праведней. Один говорил, что его Ребе - единственный праведник на свете, а все остальные - в той или иной мере - злодеи. Другой же сказал нечто совсем другое: "Мой Ребе всех людей считает праведными, а злодеем - только себя".
Следует понимать, что дурные склонности - это ещё не свидетельство испорченности. Такова природа человека - он гневается, он ленится, завидует, задирает нос, вожделеет и т.д. Таковым человека создал Творец, таково реальное состояние вещей - человек рождается с целым набором стремлений и склонностей. Если у вас есть всяческие "йецеры" - вы нормальны и в порядке, ибо, наряду с этим, в вашей душе кроятся силы, способные этим йецерам противостоять, направлять в правильное русло и, более того, пользоваться ими, чтобы служить Создателю.
Виленский Гаон говорил, что все склонности человека вложены в него для того чтобы служить Творцу, и нет среди них ни одной лишней. Более того, без этих склонностей мир бы не смог существовать.
В Гемаре (Санедрин,64,1) рассказывается, как мужи Великого Собрания решили было уничтожить вожделение (а у них для этого были все средства), но сразу же пошли на попятную, ибо увидели, как всё тот час же двинулось к разрушению: курицы перестали нести яйца, никто не давал потомство, мир померк, оказавшись на краю пропасти. И это справедливо в отношении любого из внутренних побуждений, желаний, склонностей. На самом деле, все пресловутые "внутренние стихии" как раз и созданы, чтобы крутить винт нашего корабля, наполнять энергией мир. Мы просто должны учиться и направлять их к праведной цели, строить, но не разрушать.
По книге "שיחות של רב הופמן"
Теги: , Еврейство, Оголтелый оптимизм