Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В желаниях человека сквозит его сущность. Точнее, суть человека - в его желаниях. Только с этого угла зрения можно понять слова молитвы: "Перед Тобой лежат Книги живых и Книги мёртвых...", произносимой в Рош а-Шана. Как "Книги живых", так и "Книги мёртвых" составляются на основе нынешнего состояния человека.
Есть люди, чьё существование наполнено истинным смыслом, а есть те, чья жизнь иллюзорна и пуста, поскольку привязана к вещам никчёмным, и эти, последние, как бы уже мертвы. Умирание тела не меняет коренным образом внутреннее состояние человека. Злодей, погружённый в собственное заблуждение, и после отделения от плоти остаётся тем, кем был - приклеенным к самообману. Разница лишь в том, что теперь, отделившись от плоти, он не может отыскать удовлетворения своим плотским желаниям, голод его становится невыносимым, а утолить его уже невозможно.
В споре, приведённом в Гемаре (Брахот, раздел "Ми ше мету"), знают ли мёртвые что творится в оставленном ими мире или нет, раби Йонатан Айбшиц ("Яарот дваш") считает, что обе спорящие стороны правы, поскольку всё зависит от конкретного человека. Если он и после смерти остался привязанным к иллюзиям этого мира, то все его интересы остаются здесь, однако если при жизни сумел достичь определённой духовной ступени, то после смерти этот мир перестаёт его интересовать.
Стремление злодеев и после смерти насытить свой парадоксальный, никчёмный плотский голод заставляет их рыскать от одного конца мира к другому, и в этом, пожалуй, и состоит суть наказания "каф а-кела" ("праща"), упомянутого в наших книгах.
Недаром говорится (Бава Батра,16,1), что "Сатан - Провокатор - является одновременно и Ецер а-ра - дурным началом, а также, по совместительству, и - Ангелом смерти". Получается, что соблазн греха, обвинение и наказание идут вместе. Как это понимать? Очень просто: энергия духовной нечистоты, рождённая грехом - и есть та сила, что наказывает грешника.
Известно, что только после наказания "каф а-кела" приходит черёд наказанию Геиномом. Но этого "после" ещё нужно удостоиться. Ведь исправление Геинома - осознание, раскаяние и сожаление, тогда как "каф а-кела" - беспросветное изгнание в поисках того, что невозможно отыскать. Это состояние столь мучительно, что грешник, оказавшийся в подобном положении будет рад, если ему позволят "реинкарнировать" в неодушевлённый предмет - придорожный камень, чтобы не чувствовать, не знать и удостоиться, наконец, покоя.
Однако в том то и проблема, что души, приклеенные при жизни к соблазнам этого мира, так и остаются после смерти накрепко привязанными к ограничениям материи и исправление их весьма затруднено. Единственная надежда, что постепенно, когда-нибудь, этот голод начнёт стихать и наступит черёд долгожданного Геинома.
По книге раби Элияу Деслера "Михтав ми-Элияу".
Теги: , Еврейство