Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
"…Сказал раби Ханина: более велик тот, кто делает (доброе дело), и это ему приказано (Свыше), чем тот, кто выполняет без приказа».[1]
Когда я впервые наткнулся на эти слова, они мне показались какими-то обидными, они царапнули моё чувство справедливости – как же так, человек поступает по велению сердца, из добрых побуждений, из чистых помыслов, из любви и по глубокому внутреннему убеждению, а его порыв, его альтруизм принижают ниже поступка некоего «педанта», «формалиста», какого-то служаки.
И пусть даже речь в Гемаре идёт не о чём-то абстрактном, нейтральном, но о добрых делах, о заповедях, которые соответствуют желанию Творца, всё равно, как можно даже ставить на одну доску бескорыстное деяние и… натужное, вынужденное – чуть ли не из-под палки – действие по приказу?
Бескорыстие, любовь, милость, доброе сердце, как побуждения к действию – вещи непревзойдённые, ни с чем не сравнимые. Они – высшее проявление человеческой души. Если человек совершает добрые дела, руководствуясь ими, честь ему и хвала. Тора вовсе не отрицает и не принижает эти качества. Наоборот, она превозносит их и поощряет. Человек, исполняющий заповеди как робот, лишь по «долгу службы», - существо недалёкое и недоброе.
Тора просто не ставит точку, она ко всем этим желательным свойствам человеческой души приставляет маленький плюсик и говорит: этого недостаточно. Поступок будет весомей и важней, если движим не только похвальным альтруизмом, но и делается по приказу Свыше. Значение доброго дела, его внутренняя значимость состоит и в том, что оно заповедано нам. Но почему?
Во-первых, ценность человеческого поступка определяется, прежде всего, тем, чем пришлось пожертвовать ради его совершения, какие страдания перенести. Ведь тот, кому ПРИКАЗАНО, вынужден действовать даже когда это и неудобно и некомфортно.[2]
Во-вторых, действуя «по обязанности», человек пробуждает в себе внутреннее противодействие, преодоление которого требует немалых душевных и физических сил.[3] А это, согласитесь, достойно отдельной награды.
Ну и третье, самое главное, исполнить приказ Творца, значит осуществить Его Желание. А ведь это единственное, чем мы можем «воздать» Ему за всё, чем Он нас оделяет. Это единственное добро, которое мы способны «вернуть».
«Сэфер а-икарим» добавляет, что только исполнение «по приказу» способно предотвратить разброд и разночтение в понимании заповедей. Каким образом? Иногда нам не удаётся сразу понять смысл и назначение тех или иных вещей, хотя Тора во многих случаях старается их нам объяснить. Но, даже если нет, это не должно стать препятствием для исполнения, если человеку «приказано». И немалая духовная зрелость, которую в результате обретает человек - ещё один повод считать исполнение заповеди «по приказу» предпочтительным.[4]
Маараль из Праги считает, что тот, кому приказано Свыше, более сосредоточен, более «заточен» на заповедь и потому выполняет её с большим старанием, поскольку знает, что это то, что ждёт от него Создатель. Человек же, для которого заповеди необязательны, относится к их исполнению с меньшим рвением, поскольку не несёт за них никакой ответственности. Заповеди для него не являются императивом Творца, а потому и значения в его глазах такого не имеют. [5]
Бен Йеоядо, как всегда, приоткрывает духовную тайну. Он говорит, что любая заповедь главное своё действие производит в духовных мирах. Однако какими бы возвышенными последствия заповеди не были, «ключ зажигания» находится в руках человека, производящего простое действие, заповеданное Творцом в этом, материальном мире. Связующим же звеном между действием и последствием является ПРИКАЗ, вышедший из уст Всевышнего. Именно «заповеданность» поступка делает его ниточкой «бикфордовым шнуром», «взрывающим» духовный потенциал заповеди.[6]
[1] Бавли, Авода зара,3,1;
[2] Авот,5,23.
[3] Тосафот, Авода зара,3,1, со слов «Гадоль…».
[4] Сэфер а-Икарим,3,26
[5] Маараль ми-Праг, Хидушей Агадот, Авода зара, 3,1
[6] Бен Йоядо, там.
Теги: , Еврейство