Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Счастье в этом мире?

Отложить Отложено

 

 

Что в этом мире является счастьем, и счастливы ли мы? Если мы хотим узнать настоящий ответ, мы должны выйти на улицу и спрашивать людей. Мы не спросим у них, что они думают о других, мы должны добиться от них самооценки и вдумчивого ответа о самих себе: действительно ли  они счастливы? И ответ окажется неоднозначным.

 

Допустим, мы начали с богачей, с тех, у кого «серебро не в счёт», и кому золото не в диковинку, кто «во дворцах обитает», и «на мерседесах разъезжают», что скажут они?

 

«Не в нас счастье, и не у нас оно» - ответят они, - «богатства достигли, а счастья – нет». И у каждого своё. У этого – зависть, у этого ненависть, у этого с женой нелады, у этого сыновья дурны. Всё, к чему стремились – оказалось не то. И не сторонние проблемы вовсе, нет. Все разочарования вызваны как раз тем богатством, тем изобилием, к которому стремились и отдали жизнь. «За что боролись, на то и напоролись». Ибо нет человека, который бы достиг бы в жизни и половины того, чего желало сердце его. Нет, не могут служить богачи примером счастья.

 

Что же, спросим других, со средним достатком. Окажется, трудятся они не покладая рук, чтобы добыть этот достаток. Трудятся много и тяжело. Но, в конце концов, достигают счастья? Нет. Их жизнь тратится не на само счастье, но лишь на приближение к нему. Но где же он сам, тот лучезарный миг, с которого начнётся счастливая жизнь? Его не будет! Когда в старости, на краю могилы они остановятся, не в силах продолжать погоню за счастьем, окажется, что жизнь потрачена впустую, бессмысленно и бездарно. Какое уж тут счастье.

 

Есть ли смысл, спускаться дальше, спрашивать людей, вынужденных всю жизнь зарабатывать на кусок хлеба в поте лица и тяжким трудом? Все дни и ночи – в заботах хлебе насущном и завтрашнем дне? Их мир узок и мал. Они – в самом низу, они считают себя обиженными теми, кто наверху. Они, создающие материальные ценности, не имеют к ним доступа. Они живут свою жизнь с постоянным чувством несправедливости, совершаемой по отношению к ним. Разве скажут они о себе, что счастливы. Конечно же, нет.

 

Так, где же скрывается счастье в этом мире. Где тот остров, или чудный край, где люди счастливы. Куда направить свои шаги, где отыскать этот «фрукт», который можно назвать этим красивым словом «счастье»? Вы только вслушайтесь, отовсюду вы услышите многоголосый, дружный хор: «Счастливая жизнь?!! Нету её, нету!!!» Всё вопит об этом, отовсюду, из всех углов и закоулков доносится крик: «Нет счастья в этом мире!»

 

А посему – вот он вопрос вопросов: Для чего Святой, благословен Он, сотворил этот огромный мир, - неужели лишь для того, чтобы все и вся терпели тяжкие страдания? Но ведь этого не может быть! Что-то случилось с этим миром, потерявшим свою радость, своё былое счастье. Должен же быть ключ, должно быть некое средство исправления зла, сгустившегося во всём этом безмерном мире!  Не должны ли мы прежде, чем спрашивать, где находится счастье, приготовленное для нас Творцом, прежде спросить другое: почему мы не видим этого счастья? В чём наша ошибка, и как её исправить?

 

Чтобы исправить, нужно понять в чём загвоздка, в чём неисправность. Ведь только врач, обнаруживший причину болезни, способен вылечить недуг. Итак, в чём тот глобальный, всемирный изъян, что отбирает у каждого из нас счастье жизни?

 

Ответ на этот вопрос давно озвучен Мудрецами Торы. Мишна об этом говорит ясно и просто: «Зависть, алчность и почёт выводят человека из этого мира»[1].

 

Мир, который создал Творец – мир Счастья. Вся проблема лишь в том, что мы сами, по собственной воле покидаем этот счастливый мир и перебираемся в мир Скорби и Лишений. А совершаем мы это посредством тех самых «вечных двигателей», трёх упомянутых жестокосердных «сестёр». А лекарство до смешного просто, но весьма непопулярно – достаточно избавиться от зависти, избежать алчности и перестать искать почёта, или, другими словами, извлечь из сердца эти три занозы, как мир станет миром Счастья.  

 

Не только счастье - אושר, с буквой алеф, но и богатство – עושר, с буквой «айн», также станет его уделом. Не зря же сказано: «Кто богач? - Тот, кто радуется своей доле». Не то, что и такой человек может называться «богачом». Нет, только он и является богачом. Нет других богачей.

 

Другими словами, радующиеся своей доле – не только люди счастливые, они – и единственные в мире, кто обладает ощутимым богатством. Ибо, кто такой настоящий бедняк – тот, у которого ощущается недостаток, кому что-то хочется, а нет. И с этой точки зрения у «денежного мешка» проблем больше, чем у того, чей счёт в банке не блещет. Нищий о чём кричит? О хлебе насущном. Тогда как толстосум этим не ограничивается, ему нужно гораздо больше, он требует почёта, его желания весьма одиозны, и большую часть  своих амбиций, если не все, ему не удовлетворить.

Плохо и тому, и другому. У обоих на сердце печаль и горечь. Оба - ни счастливы и ни богаты.

 

Но здесь нас подстерегает вопрос. Если счастливым является только человек, изгнавший из сердца желания и соблазны этого мира, то, что это тогда за счастье? Счастье без амбиций, без стремлений – разве это жизнь? Это похоже на старческое бессилие. Разве немощные старики, лишённые сил и интереса к жизни счастливы?

 

Ответ прост. Дело здесь совсем в другом. В этом мире попросту не существует «материального» счастья. Счастье может быть только духовным. Кто богат духовно, тот и обладает счастьем. Только он, и никто другой. Да, без амбиций и энергии нет жизни, и нет счастья. Но всё меняется, когда эти амбиции не зависят от других людей, когда возникают и осуществляются без примеси зависти или стремления достичь почёта.

 

Но разве это возможно? Да, если стремления исходят из любви к Торе, любви к Мудрости, любви к Порядочности и так далее. Осуществление подобных стремлений зависит лишь от нас самих.  И чем энергичней, чем сильней будут подобные «амбиции», тем более счастливыми мы станем. И это единственный способ достичь счастья в этом мире.

 

И об этом говорит Мишна (Авот,6,4): «Таков путь Торы – каравай с солью вкушай, воду помалу пей, на земле спи, в огорчениях живи, но занимайся Торой. И если поступишь так – «счастлив ты, и хорошо тебе»[2]. Счастлив ты - в этом мире, и хорошо тебе – в Мире Грядущем».

 

То есть, если даже на такое ты готов из-за великого стремления к Торе, то богач ты или бедняк, так или иначе, ты будешь счастлив в этом мире.

 

 

 

По книге раби Элияу Деслера «Михтав ми Элияу».

 

 


 

[1] Авот,4,21

 

[2] Теилим,128

Теги: , Переводы, Еврейство