Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Принцип воздаяния – схар вэ онэш, - один из ключевых в иудаизме. Любой человеческий поступок, хороший или дурной, имеет последствия. Доброе дело вознаграждается. Злое – наказывается. Этот принцип столь неоспорим, что числится среди тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом.
Полный расчёт за деяния человека осуществляется лишь когда душа покидает тело. Но и в этом мире всё, что случается с человеком - следствие его собственных дел. И это выверено до такой степени, что, по выражению Гемары, «человек и пальцем не пошевельнёт, если об этом не было специального постановления Свыше».[1] То есть, все происходящее с человеком находится в прямой связи с тем, как ему присудили с Небес за прошлые поступки.
Тем не менее, реальность, на первый взгляд, нас учит совсем другому. Разве мы не видим, как страдают именно праведники, а злодеи, наоборот, преуспевают. Более того, как раз это видимое противоречие принципу воздаяния заставляет людей порой отдалиться от религии. Много евреев оставили соблюдение заповедей Торы под тяжестью свалившихся на наш народ страданий.
Почему же так происходит? Над этим вопросом бились многие поколения Мудрецов, и даже сам наш учитель Моше, который более всех людей приблизился к Творцу, не преминул Его об этом спросить.[2]
Первый возможный из ответов состоит в констатации факта, что мы попросту не способны постичь те резоны, отыскать те рычаги, с помощью которых Творец управляет миром. Мы не можем представить насколько глубоко Всевышний постигает наши мысли и побуждения.
Он не просто знает, что и почему мы делаем, Он проникает в самую суть наших желаний, наших чувств и ощущений. Нам не постичь, насколько выверено и вымерено Им на весах Правосудия каждое движение нашей души. Он знает все закоулки нашего сердца, и мы ничего не может скрыть от Него. Кроме того, мы и понятия не имеем, на каких весах всё это взвешивается и сколько в действительности весит тот или иной наш поступок. Таким образом, в конце концов, мы должны признать, что дела и мысли Всевышнего для нас непостижимы.
Наше понимание настолько удалено от понимания реальной оценки добра и зла, что мы, как дети, не способные увидеть за родительским наказанием доброе намерение, затрудняемся рассмотреть благую цель и собственную пользу в страданиях, нас постигающих. И это немудрено. Бывает, что лишь по прошествии долгого времени мы, оглядываясь назад, видим, как именно тот или иной трагический поворот, то больное для нас событие оказались тем единственным средством, которое могло нас спасти от ещё худшего развития дел. И лишь осознав это, мы с некоторым пониманием начинаем благодарить Творца за эти выверты нашей судьбы.
Другое объяснение сокрытия принципа воздаяния состоит в том, что существует иной мир, который в значительной мере отличается от места, где мы живём теперь. Речь идёт о вечном, духовном по своей сути, мире, который не постигается разумом до тех пор, пока человек скован телесной оболочкой.
Именно в том мире, где человек более не может ни согрешить, ни добавить себе заслуг, закон и суд достигают своей настоящей цели. Тот мир называют по-разному – олам а-бо - будущий мир, олам а-нешамот – мир душ, олам а-эмэт – мир истины, - как бы его не называли, мы, находясь здесь, погружённые в материальные заботы, не можем понять его суть. Но именно туда после смерти человека отправляется неистребимая человеческая душа, неся на себе ответственность за всё, что совершено при жизни.
Общая сумма радостей и наслаждений, испытанных человеком и в этом, и в будущем мире точно соответствует добрым поступкам, совершённых в этом мире плюс перенесённые страдания. И праведник страдает в этом мире как раз из-за малочисленности своих проступков, поскольку всю награду Творец намеревается отдать ему в мире бесконечном, в будущем мире, а здесь праведник расплачивается по своим мизерным неблагополучным счетам.
Все материальные блага этого мира столь ничтожны по сравнению с тем, что ожидает человека в мире будущем, что наши праведные праотцы всеми средствами избегали их. Не зря Авраам, наш праотец, так легко отказался от законной добычи в войне царей, он знал истинную цену земного богатства.
С другой стороны, законченный злодей преуспевает в этом мире, получая здесь полную плату за то немногое добро, что совершил, ибо основной счёт ему предъявят потом, за границей этого мира, чтобы уж там взыскать злодеяния в полной мере.
И всё же, почему Творец посчитал нужным скрыть принцип справедливого воздаяния? Почему посеял сомнение и неуверенность, которые раскачивают веру даже людей достойных? Зачем понадобилось, чтобы размытие принципа воздаяния подвергало рациональный ум человека испытанию, заставив его сомневаться в мудрости и справедливости Небесного суда? Разве открытое и ясное соблюдение этого принципа недостойно человеческого рода, зачем его прятать?
Об этом,בלי נדר , в следующий раз.
По материалам лекций гаона раби Моше Штернбуха שליט"א.
[1] Хулин,7,2.
[2] Брахот,7,1.
Теги: , Еврейство