Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Учение Мусар»
Темы: Афтара, Разрушение Храма, Рав Хаим Бурштейн, Иешаяу
Что происходит с нашей картиной мира, когда мы самовольно добавляем что-то к Закону или убавляем от него, и в чем опасность искажения этой картины?
Этот урок цикла рава Бурштейна «Учение Мусар» посвящен недельной главе «Ваэтханан» и её афтаре из книги пророка Йешаяу «Нахаму». Уже в названии этой главы содержится урок Мусара для нас, ведь Моше-рабейну постоянно обращался к Творцу: «И молил я о милости Г-спода». Так и нам следует почаще обращаться к Б-гу с молитвой. Передавая еврейскому народу в последние дни перед своей смертью законы Торы, Моше-рабейну предупреждает, чтобы мы ничего не прибавляли к заповеданному и ничего не убавляли от него, будучи внимательными к составлению своей действительности. Это проблема многих, и, добавляя и убавляя что-то, мы создаем иллюзорную картину мира – результат нашей фантазии.
«Всякого, кто следовал за Баал-Пеором, истребил его Господь, Б-г твой, из твоей среды. А вы, держащиеся Господа, Б-га вашего, живы все вы сегодня» – это поразительная правда даже на самом простом уровне. Ведь среди нас, ныне живущих евреев, нет тех, чьи предки оставили Тору много поколений назад, так как они ассимилировались и исчезли.
Народы мира говорят о нас: «как мудр и проницателен этот народ», благодаря тому, что мы соблюдаем не только «мишпатим» – всем понятные и легко объяснимые законы Торы, но и «хуким» – то есть те повеления Творца, смысл которых не раскрыт в нижнем мире.
Единственный способ возлюбить Б-га – это поместить Его слова на сердце. После Синайского Откровения мы уже не можем видеть слова, мы их можем только слышать, а дальше – от уха через сердце – они должны привести нас в состояние восхищения и Трепета. Это и есть Мусар – мудрость Б-жественного Трепета.
В субботу после поста Девятого Ава в синагогах читают афтару-утешение – отрывок из книги пророка Йешаяу «Нахаму». Утешать – это значит, показать скорбящему продолжение пути: ведь он сам не видит никакой надежды после потери кого-то близкого. Пророк Йешаяу обращается к учителям Мусара, которые будут жить в Конце Дней, когда люди потеряют духовную практику и не будут видеть Б-га в своей жизни. В такой ситуации учителя Мусара станут давать надежду еврейскому народу и показывать им путь.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Между содержанием недельного раздела и Афтарой обычно существует некоторая связь, хотя в большинстве случаев намек на содержание раздела можно усмотреть лишь в одном или двух стихах из Пророков.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Йешаю постигла та же судьба, что и его великих предшественников Ошею и Амоса. Народ не желал прислушиваться к их пророчествам.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Ита Минкина
Рав Хаим Бурштейн
Рав Бенцион Зильбер
Можете ли, пожалуйста, объяснить подробнее?
Рав Хаим Бурштейн
Автобиография главного раввина Литвы
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Овадья Климовский
О ком речь в Йешая 48, 16?
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ефим Свирский
Рав Калев Крелин
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Уроки по избранным недельным главам Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Еврейская история и не только»
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Еврейская история и не только»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Уроки по избранным недельным главам Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Уроки по избранным недельным главам Торы»