Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Анализ души 30. Зачем нам качество гнева? Недельная глава Ваехи

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Анализ души»
Темы: Ваехи, Гнев, Рав Хаим Бурштейн, Мусар

Что такое гнев – защитный механизм, сигнал или инструмент язычника? Для чего он нужен и как предотвратить его появление?

 Очередная лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Анализ души» посвящена качеству гнева. На прошлом занятии рав Бурштейн предложил слушателем понаблюдать за собой и за тем, каким образом в них происходит рождение и развитие гнева.

Мы гневаемся тогда, когда что-то ограничивает нашу жизненность, и нам это не нравится. Люди любят жить и борются за свою жизнь, и гнев – один из защитных механизмов, который призван нас спасти. При этом мудрецы сказали, что гневающийся подобен идолопоклоннику. Мусар занимается тремя вещами: исправлением качеств, применением качеств и тем, где черпать энергию для этой внутренней работы. Почувствовав гнев, человек должен воспринять его как сигнал к поиску нашей внутренней проблемы (а не огрызаться, кричать и лезть в драку). В реальной жизни человек гневается тогда, когда ему не удается реализовать свою зависть, страсть или стремление к власти.

В Торе мы читаем о том, как гневается Вс-вышний – но этот гнев явно не похож на гнев человека, и он не является недостатком. Как нам поступать, чтобы уподобиться Творцу в том, что касается гнева? Гнев должен быть короток, причина гнева не должна касаться наших «шкурных» интересов, а также должно присутствовать изначальное желание установить мир с тем, на кого мы прогневались, – так поступали мудрецы учения Мусар. При этом рав Мендель Лефин говорит, что, когда дурные эмоции уже охватили тебя, бороться с ними очень сложно, так как животная душа любит считать себя бедной и несчастной, никем не понятой, несправедливо обиженной. Поэтому нужно за собой все время наблюдать и останавливать себя до того, как гнев тебя захватил, проанализировав и выяснив, что было источником. Если тебе плохо – меняй что-то и начинай жить хорошо, а не срывай свой негатив на окружающих.

В главе Ваехи читаем, что праотец Яаков заболел. Это было его желание – он сам попросил у Вс-вышнего период для подготовки к переходу в Иной Мир, до Яакова люди не болели и не слабели перед смертью. Йосеф приводит к Яакову своих двух сыновей – Эфраима и Менаше, – чтобы он их благословил. И до сих пор отцы благословляют своих мальчиков «как Эфраима и Менаше». Мудрецы Мусара отмечают: когда Яаков поменял руки на головах мальчиков, старший – Менаше – не воспротивился тому, что дедушка возложил ему на голову левую руку. Не было у него в ту минуту никакой зависти, и это дало силу самому благословению!

Материалы по теме


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше