Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Анализ души 39. Афтара Шабата праздника Песах: воскрешение сухих костей

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Анализ души»
Темы: Воскрешение из мертвых, Песах, Афтара, Рав Хаим Бурштейн, Книга Йехезкель

В Конце Дней сухие кости вновь облекутся плотью, и мертвые воскреснут. Учение Мусар тоже воскрешает мертвых – каждый день, не дожидаясь прихода Машиаха.

 Завершающая лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Анализ души» посвящена воскрешению из мертвых. В шабат сразу после Песаха в синагогах читают афтару, в которой пророк Йехезкель открывает нам удивительные события, ожидающие человечество в Конце Дней.

Праздник Песах – это праздник особой близости между человеком и Б-гом, и суть учения Мусар как раз состоит в том, чтобы научить человека не отталкивать Б-га от себя своими поступками, а приближать Его. Дурное побуждение устроено так, что оно пытается проникнуть в любое место и наполнить его собой. Задача человека – осуществить сказанное в Книге Шмот: сделать Б-гу Святилище, чтобы Он мог среди нас обитать.  Б-г может среди нас обитать только когда мы являемся людьми достойными.

37 глава книги Йехезкеля говорит о Воскрешении мёртвых, которое произойдет в Конце Дней. Пророк видит долину, полную сухих костей, и, по слову Б-га, кости оживают и становятся теми людьми, которыми были до физической смерти. Почему эта глава читается именно в дни праздника Песах? Чему мы должны здесь научиться? Концепция Учения Мусар – это воскресить в себе жизненность, которую человек умертвил своими поступками, и перестать быть зомбированным роботом. Песах, который празднуется весной, – также говорит о воскрешении: увидеть себя выходящим из Египта – это означает ожить, выйти из стеснений и ограничений, которые мы себе поставили.

Чтобы понять, воскрешение каких костей видел пророк Йехезкель, необходимо вспомнить Книгу Даниэля, где Невухаднеццар во сне увидел непонятное существо. После того как пророк Даниэль расшифровал этот сон как пророчество о последовательном падении четырех царств, первым из которых будет Вавилон, Невухаднеццар приказал отлить статую увиденного им идола, у которого «голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины». После этого Невухаднеццар позвал всех приближенных поклониться этому идолу. Еврейские праведные юноши Даниэль, Мишаэль, Хананья и Азарья тоже пришли на центральную площадь и публично отказались поклониться идолу.

Как решение этих четверых юношей пойти в огненную печь, но не поклониться идолу, связано с праздником Песах? Каким образом это самопожертвование повлияло на мироздание? Что нам делать, чтобы нас коснулось Б-жественное милосердие? Свидетелем воскрешения чьих именно костей был пророк Йехезкель? Когда Ангелы могут восхвалять Вс-вышнего? И как воскресить свои собственные сухие кости?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше