Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Спустившись в Йом-Кипур с горы Синай, где он молил Всевышнего простить евреям грех золотого тельца и добился прощения, назавтра «собрал Моше все общество сынов Израиля» и передал им заповедь о субботе, а затем — предписание принести для строительства Мишкана и для служения в Храме кто что пожелает: драгоценности, шерсть, кожи, оливковое масло и т.п.

Глава подробно описывает детали Мишкана и работы, которые предстоит выполнить при его строительстве.

БЕЗ ЧЕГО НЕВОЗМОЖНО СУЩЕСТВОВАНИЕ

Что значит суббота для еврейского народа? Почему всякий разговор о евреях не минует этой темы?

Бейт а-Леви замечает такую интересную деталь. И в главе «Трума», и в главе «Ки тиса» (о которых мы уже говорили) присутствует тема строительства Мишкана. В конце главы «Ки тиса» появляется тема субботы. Наша сегодняшняя глава — «Ваякель» — содержит обе темы. До эпизода с тельцом темы эти идут в такой последовательности: сначала о Мишкане, потом — о субботе, а после эпизода с тельцом — наоборот, сначала о субботе, потом о Мишкане. Почему?

Отвечая на этот вопрос аналогией, Бейт а-Леви приводит житейское наблюдение. Когда сын собирается жениться, отец заботится обо всем необходимом для семейной жизни сына и, кроме того, дарит ему праздничные подарки. Так вот. Отец, очень любящий сына, радуясь его счастью, начинает с подарков, являющихся предметом роскоши (золотых часов, драгоценностей и т.п.), а потом переходит к необходимому. Отец, относящийся к сыну ровно и без восторгов, обеспечивает сына необходимым и добавляет к этому что-то из «излишеств».

Исходя из этой аналогии и сказанного выше о порядке заповедей — что для еврейского народа — необходимость, а без чего он «и так проживет»? Необходимое — это суббота. Для еврейского народа нет существования без субботы. Без Храма еврейский народ существовать может.

Порядок заповедей в нашей главе (суббота и Мишкан) связан и еще с одной темой, с темой запрета на работу в шабат. Поставив приказ соблюдать субботу перед приказом построить Мишкан, Тора говорит нам: в субботу — не строить, суббота важнее. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Беседы о Торе» рава Ицхака Зильбера, моего отца и наставника, благословенна его память. Добавлю только несколько слов.

Для определения понятия «работа» в иврите, лашон а-кодеш, существует два слова: мелаха и авода. Авода — слово, однокоренное с эвед, раб. Мелаха одного корня с малах — ангел, посланец, уполномоченный выполнить определенную задачу. Авода — занятие утомляющее, несущее усталость. Мелаха — превращение чего-то во что-то, могущее служить выполнению определенной задачи. Мелаха — создание нового, творчество. Говоря о рабском труде евреев в Египте, Тора пользуется только словом «авода», ни разу — «мелаха».

В субботу запрещена именно мелаха. В перечислении работ по строительству Мишкана мы находим те 39 видов мелахи, на основе которых мудрецы установили, чего мы не должны делать в субботу. Все они представляют собой создание нового, зажигание огня, например, — дело не трудоемкое, но меняющее состояние вещества. За одним исключением. Запрещенный в субботу перенос вещи из дома на улицу под это определение не подпадает. Это не изменение состояния вещи, а только перемена места. Поэтому, чтобы запрет переноса прозвучал совершенно четко, Тора в нашей главе называет принесение даров для Мишкана мелахой.

Тора проводит параллель между нашим субботним отдыхом и «отдыхом» Всевышнего от дел Творения в день седьмой. О чем говорит эта параллель? Б-г ведь не устает и не отдыхает. Значит, предписанное нам в субботу поведение не имеет отношения ни к усталости, ни к отдыху. Дело не в том, что в субботу мы не должны утомляться, а в том, что в субботу мы не должны делать мелахот.

Мы знаем, что в день шестой Всевышний завершил создание материального мира. А создание духовных явлений? Например, создание тех духовных особенностей субботы, что дарят нам субботнее наслаждение (онег шабес)? Оно, по-видимому, происходило. Поэтому духовные находки (хидушим), которые открываются нам в разговорах за субботним столом или за изучением Торы в субботу и освещают для нас какие-то вопросы в новом, неожиданном ракурсе, — вполне в духе субботы.

Соблюдению субботы Тора придает исключительное значение, сравнивает его с выполнением всей Торы. По серьезности прегрешения Тора приравнивает нарушение субботы к поклонению идолам: сказано, что нам «нельзя пить вино еврея», который поклоняется идолам и который публично нарушает субботу.

Так почему же все-таки суббота — это так важно? Говоря о предыдущей главе («Ки тиса»), Хафец Хаим указывал на стих Торы: суббота — это вечный знак между Б-гом и Израилем о том, «что в шесть дней создал Г-сподь небо и землю» (Шмот, 31:17) — и объяснял, что, соблюдая субботу, евреи распространяют по всему миру мысль о том, что мир сотворен и что Творец существует.

Говорит мидраш: если среди множества торговых лавок в субботу одна закрыта, каждый спросит — почему? И ему отвечают: хозяин — еврей, он верит, что в шесть дней Б-г сотворил мир. К этому мидрашу Хафец Хаим добавляет: пока над мастерской сапожника висит вывеска «Здесь чинят сапоги», то — даже если сапожника в какой-то момент нет на месте — все знают: здесь ремонтируют обувь. Суббота — «вывеска» еврея. Пока он соблюдает субботу, хотя бы только публично, он — еврей, т.е. человек, свидетельствующий о Творении и Творце.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше