Темы: Христианство, Самопожертвование, Ассимиляция, Бехукотай, Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Книга Ваикра. Недельный раздел Бехукотай. Отрывок: «Последствия соблюдения или нарушения » 26:3—26:46
15. И ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПРЕЗИРАТЬ МОИ ЗАКОНЫ. Процесс отступничества имеет свою динамику. Коль скоро вы потеряли теоретические знания и понимание законов и, неважно по какой причине, перестали соблюдать законы на практике, совесть ваша не даст вам покоя до тех пор, пока, для оправдания своего поведения, вы не станете рассматривать свое неподчинение как «прогресс», пока не будете смотреть на преданность Закону, как на архаичную идею. Потому что, даже если вы лишились своих теоретических знаний Закона и Закон перестал быть фактором вашей повседневной жизни, его способность формировать и управлять жизнью все еще очевидна для вас при взгляде на современников, которые придерживаются его. В результате, каждый такой убежденный приверженец Закона является молчаливым упреком отступнику, до тех пор пока тот не убедит себя в своем превосходстве и не научится смотреть с презрением на Закон и на тех, кто ему подчиняется. Такого рода «самоподготовка» является особенно простым делом в отношении хукот, тех Б-жественных законов, которые ограничивают чувственные аспекты нашей жизни и которые, как кажется тем, кто более не соблюдает Закон, мешают счастью и оскудняют жизни законопослушных современников. Более, чем какое-либо воздействие других Б-жественных законов, освящающее нравственное воздействие именно этой группы законов становится понятным лишь тем, кто преданно их соблюдает, и отступники, полагающие себя «освободившимися» от таких «глупых» ограничений, с превеликой легкостью и презрением отвергают эти законы. И так отступничество, порожденное невежеством, движется по пути «прогресса» к прямому презрению Закона. «Тот, кто не учит и не соблюдает Закон, придет к тому, чтобы презирать тех, кто его соблюдает» (Торат коаним).
И ВАША ДУША ОТВЕРГНЕТ МОИ (СОЦИАЛЬНЫЕ) УСТАНОВЛЕНИЯ. Процесс отступничества продолжается. Будучи не в состоянии подняться до осознания преданности Закону как результата чистого внутреннего убеждения и добровольной восторженной приверженности
ТАК ЧТОБЫ НЕ ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ МОИ ЗАПОВЕДИ. Процесс отступничества продолжается. До сих пор отступник не шел дальше того, чтобы самому отойти от Закона и ненавидеть и презирать Закон и тех, кто его соблюдает и охраняет. Но раз уж он возымел такие глубокие чувства внутренней оппозиции Закону, он на этом не остановится. Когда представится возможность, его сопротивление превратится в фанатическую нетерпимость к любому соблюдению Закона. То, что не уважает отступник, никто не должен уважать; то, что он более не соблюдает, не должно соблюдаться другими. Так он объявляет войну Закону и чинит препятствия его соблюдению, где только можно и как только можно. Безусловно, он уверен, что одержит победу, и убеждает себя, что, по сути, творит доброе дело, несущее благо человечеству. Он также говорит себе, что, борясь против пережитков Закона, он не борется против
Однако процесс отступничества на этом не заканчивается. Остается еще один последний шаг: «Чем вы нарушите Мой завет» — разорвать последнюю тонкую ниточку, которая все еще связывает отступника с Б-жественным заветом. Согласно Торат коаним здесь имеется в виду כפירה בעיקר
17. Я ОБРАЩУ СВОЕ ЛИЦО ПРОТИВ ВАС. Мой Лик, который всегда был повернут к вам, обернется против вас. Когда вы следуете по стопам ваших ни в чем не знающих удержу соседей, именно вы будете побиты (в отличие от обещания, данного в стихах 7 и 8).
ВАШИ НЕНАВИСТНИКИ БУДУТ ВЛАДЕТЬ ВАМИ. Вы попадете под власть «тех, кто ненавидит вас», то есть соседних народов, которые завидовали вашему былому благополучию и которые дошли до ненависти к вам по причине вашего образа жизни, столь противоположного их собственному. Тогда, в положении политической зависимости и в результате вашего отступничества от Моих законов, вы станете столь робки, что «будете бежать, когда никто не преследует вас», вы будете подозревать опасность и враждебность даже там, где их нет. Торат коаним интерпретирует слово שנאיכם
39—41. А ТЕ ИЗ ВАС, КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ… ПОКА ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ СЕБЕ… И Я ТОЖЕ БУДУ ХОДИТЬ С НИМИ. Что касается тех, кто переживет эти издевательства начального периода своего изгнания, их будущее в изгнании будет определяться их представлением о своей миссии в изгнании и ее осуществлением. Их жизнь в изгнании пойдет по одному из двух следующих путей:
(1) Даже воздействие несчастья не произведет переворота в сознании выживших по отношению к
ПОКА ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ СЕБЕ. Такое положение дел будет продолжаться до тех пор, пока они не поймут, что их сознательное отступничество в изгнании и их продолжающаяся индифферентность к соблюдению Закона принесли им не жизнь, а гибель — духовное, нравственное и социальное разрушение…
(2) ИЛИ ЖЕ, ВОЗМОЖНО. Или, возможно, реализуется вторая альтернатива. Вместо того чтобы продолжать греховную жизнь своих предков и усугублять ее новыми грехами, порожденными изгнанием, אז
42. …ТОГДА Я ВСПОМНЮ МОЙ ЗАВЕТ «ЯАКОВ». Тогда Я исполню обещание, данное Мною в Своем завете, который символически представлен жизнью Яакова. Я буду с ними все долгие, долгие ночи их галута и превращу даже самую темную из ночей их изгнания в сияющие откровения Б-жественного Провидения. И в жизни, и в смерти они будут сиять в темной ночи народов, как звезды жертвенной преданности духовной и нравственной миссии всего человечества. И когда они достаточно настрадаются, когда в пучине несчастий они распишутся в преданности Закону кровью своих сердец на страницах мученичества в мировой истории, тогда Я вспомню также Мой завет «Ицхак».
Тогда они не напрасно будут жить и истекать кровью среди народов. Их пример просветит дух народов и сделает народы более великодушными. И на рассвете народов закончится темная ночь галута Израиля. Изгнанники смогут дышать свободнее и будут в состоянии расцвести во всей красе на той почве, которая прежде была враждебной для них. В тот период, который символизируется жизнью Яакова, им было суждено терпеть ненависть. Ныне, в этой следующей фазе, их жизнь будет напоминать историю Ицхака. Их оттолкнут преисполненные зависти народы (см. Берешит 26:14 и 16), и им придется пройти следующий этап галутного обучения, который, учитывая их натуру, безусловно, не будет для них легким. Живя при все возрастающем достатке среди народов, которые в своем отношении к ним будут переходить от гуманности к зависти, они должны будут подобно Ицхаку сохранить свой уникальный характер. Им придется использовать все свои ресурсы, более изобильные и менее ограниченные, нежели ранее, чтобы добиться большей преданности Закону для более совершенной и многосторонней разработки своей собственной миссии в галуте, не обращая ни малейшего внимания на зависть народов, которая все еще будет отгораживать их от остального мира.
Если они пройдут это второе испытание в изгнании, испытание на верность Закону даже в пору преуспеяния, тогда «Я вспомню Мой завет “Авраам”» . Солнце, которое светило Аврааму, засияет для них даже в изгнании. Подобно Аврааму, они построят свои жертвенники
43. יען וביען
И точно так же как их наказание будет точно соответствовать их греху, так и их искупление должно будет состоять из поступков, которые бы соответствовали их греху. Они поставили на первое место общественную выгоду, личную пользу и удовольствие, а Б-жественный Закон и его требования поставили после этих амбиций. Искупление за этот грех должно принять форму соответствующей добродетели. Они вынуждены будут веками жить в таких условиях, при которых почти любое соблюдение Б-жественных законов повлечет за собой жертвование удовольствиями жизни или отказ от прав человека. При таких условиях Б-жественный Закон и в самом деле выглядит, как об этом говорил пророк (Ехезкель 20:25), «законами, которые нехороши» и «(социальными) установлениями, по которым ты не сможешь жить». Веками они будут страдать от бед и отчаяния, переносить заточение и мученичество за свою верность Закону. Все, что им нужно будет сделать, чтобы избавить себя и своих детей от этого несчастья и дать себе возможность наслаждаться счастьем и почетом народов, — это одним словом заявить о своем отказе от Б-жественного Закона. Но это и есть то слово, которое они никогда не вправе произнести. Они должны с готовностью взойти на эшафот с Б-жественным Законом в руках; они должны с радостью строить свои скромные жилища, жениться, растить детей, жить и умирать, постоянно соблюдая при этом Б-жественный Закон. Во все времена и где бы они ни были, вне зависимости от того, какие жертвы и лишения, преследования и несчастья они могут навлечь этим на себя и своих детей, они должны рассматривать соблюдение Б-жественного Закона собой и своими детьми как ту жизненную потребность, которой все другие потребности, включая материальное благосостояние и социальное положение, должны уступить место, как факторы вторичные, к коим относятся с безразличием. Чтобы искупить свое прежнее безразличие к соблюдению Закона, они ныне должны будут стать безразличны к достижению личного счастья и таким образом «выплатить долг своей вины» поступками, которые соответствуют их греху. יען וביען
печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.