Оглавление
Дан, сын Яакова [↑]
Дан бен Яаков (דן) — пятый сын праотца Яакова; один из родоначальников 12-ти колен Израильских, предок колена Дана. Дан был первенцем Билы, служанки праматери Рахели, которую та дала в жены Яакову. Годы жизни Дана: 2195—2320 гг. (1565—1440 гг. до н.э.)
Дан родился в Харане 9 Элуля 2195 года.
Учился под руководством отца.
Женился на моавитянке Афлалат, дочери Хамудана (Седер адорот). В течение долгих лет у них не было детей, а затем родился единственный сын, которого назвали Хушим; у него было и второе имя — Шухам. Согласно большинству версий, именно Хушим убил Эсава, который препятствовал погребению Яакова в пещере Махпела (Сота 13а). А по версии некоторых комментаторов, Хушим лишь ранил Эсава, но смертельный удар нанес ему сын Яакова Иеуда (Тосафот, Гитин 55б).
Дан умер в Египте в 2320 году (1440 г. до н.э.) в возрасте 125 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162). Саркофаг с его телом был вынесен из Египта его потомками в день исхода, а после завоевания земли Израиля погребен в наделе его колена — в городке Эштаоль (Седер адорот).
Колено Дана [↑]
Хотя всё колено потомков Дана происходило от его единственного сына, тем не менее, оно стало вторым по численности после колена Иеуды, и при выходе из Египта насчитывало шестьдесят две тысячи семьсот мужчин от двадцати лет и старше, а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи четыреста (Бемидбар).
К колену Дана относился искусный мастер Оолиав, сын Ахисамаха, который был ближайшим помощником Бецалеля при изготовлении Шатра Откровения и всех его принадлежностей (Шмот 31:6).
Стан Дана во время странствований по пустыне располагался к северу от Шатра Откровения, и выступал в путь последним, помогая в дороге ослабевшим и отстающим. Знамя колена Дана было цвета сапфира, и на нем — изображение змеи (Бемидбар раба 2:7). Ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «…Будет Дан змеем на дороге» (Берешит 49:17, Ункелус). В этих словах содержался намек на потомка Дана, судью Шимшона (Самсона), возглавлявшего борьбу народ Израиля против филистимлян (см. Шофтим 13:1-16:31), — он и будет разить врагов подобно могучему змею.
При разделе земли Израиля потомки Дана получили надел у Средиземного моря, в центре страны, в районе городов Яффо и Бней-Брак. Но кнаанцы, прежде населявшие эту землю, сумели вытеснить их с предназначенного участка. И тогда потомки Дана ушли на север страны, где отвоевали у финикийцев крупный город Лешем, называемый также Лаиш. Они поселились в нем, назвав этот город «Дан» — в честь основателя своего колена (Йеошуа 19:40-48; Шофтим 1:34, 18:27-29).
В 2964 году (796 до н.э.) еврейское государство раскололось на два царства: южное — Иудея и северное — Израиль, к которому отошло колено Дана. И чтобы евреи из северных колен перестали совершать паломничество в Иерусалимский Храм, царь Израиля Яровам установил в Дане идола золотого тельца (I Мелахим 12:27-29).
Впоследствии северное Израильское царство было завоевано Ассирией, а 10 северных колен насильно переселены и рассеяны в другие земли.
Следы колена Дана [↑]
Однако, согласно преданию, еще во времена золотого тельца в Дане, часть колена Дана восстала против царя-идолопоклонника, а затем бежала в Египет, позднее поселившись еще южнее — в стране Куш (Эфиопия). Через некоторое время, после изгнания десяти северных колен, к потомкам Дана присоединились также беженцы из колен Нафтали, Гада и Ашера, и вместе они создали там еврейское государство (Сефер Эльдад аДани).
В 4640 году (ок. 880 г. н.э.), через полтора тысячелетия после изгнания северных колен, еврейские общины Вавилона (Ирака), Северной Африки и Испании посетил путешественник из страны Куш по имени Эльдад аДани, который, по его словам, принадлежал к колену Дана. Он рассказал, что эти четыре до сих пор живут в независимом государстве — «на них нет ярма других народов, но только — ярмо Торы». У них есть весь ТаНаХ, но они не читают «Свиток Эстер» в праздник Пурим, поскольку не были свидетелями того чуда. Им неизвестны имена мудрецов Мишны и Талмуда, а все законы Устной Торы они передают так: «Сказал Йеошуа бин Нун от имени Моше, услышавшего из уст Б-га». У них есть суд Торы, который уполномочен приговаривать даже к четырем видам смертной казни. Они говорят только на святом языке (иврите) (Сефер Эльдад аДани).
На свидетельства Эльдада аДани ссылались такие выдающиеся мудрецы Торы, как р. Хисдай Ибн Шапрут, р. Моше Даршан, р. Авраам бар Давид (Раавад), р. Давид Кимхи (Радак), р. Авраам бен Рамбам и многие другие. Рассказ об его путешествии был впервые опубликован на святом языке в 5240 году (1480 г.), а затем многократно переиздавался, в том числе и на других языках: на латыни, на арабском языке, на языке идиш и т.д. (русский перевод этой книги был включен в издание «Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад аДани», СПб, 1881).
Через три века после р. Эльдада аДани другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из испанского города Туделы засвидетельствовал в своей книге Сефер амасаот, что обнаружил в персидской провинции Нашпур еврейское государство, населенное представителями колен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали, — и возможно, речь идет о той части колена Дана, которая была изгнана ассирийцами вместе с остальными северными коленами.
В 5593 (1833) году удалось обнаружить еще одну нить, ведущую к потомкам колена Дана, когда глава иерусалимской общины р. Исраэль из Шклова направил своего ученика р. Баруха из Пинска на поиск «десяти потерянных колен», часть из которых обитала, по имеющимся сведениям, в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. Достигнув столицы Йемена Саны, р. Барух отправился вглубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, действительно, обитали потомки колена Дана. В пустыне экспедиция р. Баруха встретила пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан, но лишь согласился передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова. Вскоре р. Барух был убит по приказу имама Йемена, и едва наметившаяся связь оборвалась (Хипус асерет ашватим с. 183-184).
В 5733 (1973) году главный сефардский раввин Израиля р. Овадья Йосеф вынес алахическое постановление, в котором признал эфиопское племя фалашей, соблюдавшее до наших дней многие законы Торы, потомками колена Дана, и призвал всячески способствовать их возвращению на Святую Землю — но далеко не все авторитетные законоучителя поддержали это решение. В последующие годы большинство представителей этого племени было репатриировано в Израиль, где они прошли «гиюр из сомнения» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 17, с. 141).