Улыбка — это не просто мимическое движение, выражающее приветствие, удовольствие, заботу, доброжелательность. Улыбаясь людям, мы выполняем заповедь любви к ближнему, показываем им свое уважение и расположение. Кроме того, улыбка помогает нам самим испытывать ту радость, в которой нам заповедано служить Вс-вышнему.
Оглавление
Йеуда, белый зубами… [↑]
Улыбкой можно выразить множество различных чувств и даже мыслей: улыбаясь, можно сообщить о своем добром настрое, гостеприимстве, признаться в любви, выразить одобрение. Но бывает, что улыбка выражает сарказм, насмешку, недоверие, самолюбование. Очевидно, что улыбка из последней категории не может служить миру и взаимопониманию между людьми, а еврейский Закон предписывает нам относиться к людям доброжелательно.
Благословляя Йеуду, Яаков говорит про него: «Красен глазами от вина и бел зубами от молока» (Берешит 48:12). Наши мудрецы (Талмуд, трактат Ктубот, 111а) учат из этих слов, как важны для нас, иудеев, доброжелательность и улыбка по отношению к ближнему: «Улеван шинаим (тот, кто показывает свои зубы, т.е. улыбается) мехалав (лучше того, кто дает другому молоко)». Дать тому, кто голоден и хочет пить, стакан молока — это очень хорошо, потому что предоставляет ему то, что нужно его телу. Но еще лучше — доброе отношение и улыбка, которые имеют свойство согревать душу.
Улыбаться — это обязанность?! [↑]
Наши мудрецы учат встречать каждого человека с приветливым лицом. В Пиркей Авот (1:15) приведено высказывание великого еврейского учителя и мудреца Шамая:
«Говори мало, делай много. Каждого принимай с приятным выражением лица». Шамай обычно учил строгому закону, а значит, «принимать каждого с приветливым выражением лица» — это не особая форма благочестия, но обязанность.
Разъясняет Маараль в своем комментарии на трактат Авот, что человек по природе своей весьма интересуется тем, что думают о нем другие — любят ли они его, или пренебрегают им. А узнать их отношение можно, понаблюдав за их выражением лица в тот момент, когда они сталкиваются с ним. Улыбка на лице других людей свидетельствует об уважении и открытости к его личности.
Безразличное, ничего не выражающее лицо свидетельствует о презрении и неуважении. Поэтому человек, который не улыбается тому, с кем он встречается, передает ему ощущение пренебрежения, что строжайше запрещено. Принимать человека с приветливым выражением лица — это не благодеяние, а обязанность, чтобы он не почувствовал себя презираемым.
В «Авот де-раби Натан» (13 глава) написано, что даже если человек одарил ближнего всеми благами мира, но сам он при этом смотрел в землю, и его слова были лишены человеческого тепла, весь этот дар ничего не стоит. И наоборот, когда человека встречают с улыбкой и теплом, он ощущает, как будто ему подарили все сокровища мира.
Лицо как общественное владение [↑]
Великий рав Нахум Перцович, глава ешивы «Мир», всегда приветствовал любого человека очень радушно и с улыбкой. Это очень удивляло всех знакомых с ним близко, ведь они знали, что раввин очень страдает от тяжелой болезни. Однажды один из учеников спросил его: «Как Вам удается все время следить за собой и улыбаться при встрече, при том что вы так мучаетесь?» Ответил рав: «Я слышал от рава Йехиэля Гордона, что лицо человека подобно общественному владению, а ведь в таком месте запрещено рыть ямы и ставить препятствия…»
Когда человек видит, что им интересуются и улыбаются ему, он ощущает, что ему рады, и контакт с ним имеет особую значимость. Именно так и сближаются сердца людей. Заповеди, определяющие взаимоотношения между людьми, являются ключом ко всем другим заповедям, а приветствие и есть первый шаг к налаживанию хороших отношений между людьми.
Такая простая вещь, как доброе приветствие и улыбка могут избавить людей от ненависти, конфликтов, обмана. С улыбкой гораздо легче объяснить человеку, в чем его ошибка, ведь, видя хорошее отношение к себе, он готов слушать и воспринимать.
Орхот Цадиким наставляет: «И пусть принимает всех с радостью и приветливой улыбкой, ибо приветливая улыбка усилит любовь». Рав Вольбе в «Алей шур» пишет, что дружеская улыбка, доброе слово — это хесед.
Рамбам отмечает, что требование приветливого отношения к людям актуально во всех случаях, когда человек вступает в контакт с другими людьми: принимая гостей, на улице, на работе, в ешиве и семье.
Улыбка и мир в семье [↑]
Часто бывает, что более «дальнему» (соседу, коллеге) мы улыбаемся чаще, чем самому ближнему (тому, с кем мы живем в одной квартире), но надо понимать, что приветливое выражение лица и щедрая улыбка усиливают и укрепляют семейную связь. Уважение к мужу (жене) выражается не только словами, но и мимикой. Улыбкой мы можем сказать и без слов: я ценю тебя, ты для меня важен. С улыбкой обращаясь к своим детям, мы строим с ними особые доверительные отношения и создаем базу для успешного воспитания.
Не стоит также забывать, что вызвав улыбку своих близких уместной шуткой, юмористическим (но не саркастическим и не насмешническим) высказыванием, мы не роняем свой авторитет, а создаем добрую атмосферу, в которой легче найти ключ к сердцу человека, снять напряжение и помочь словам проникнуть в душу слушающих.
Улыбка как канал для радости [↑]
Написано в Торе: «И падут на тебя все эти проклятия… от того, что ты не служил Творцу в радости, когда все у тебя было …» (Дварим 28:45-47).
Всем нам приходится каждый день преодолевать разные трудности, и вместе с тем, Творец хочет, чтобы мы наслаждались каждым моментом нашей жизни. Мы можем этого достичь, размышляя о том, что наши трудности — это испытания, которые обогащают нас, благодаря им мы становимся лучше, и что Вс-вышний все делает для нашего блага.
А если к этим размышлениям прибавить улыбку, мы откроем ею канал для радости, которую нам заповедано испытать, и ей будет легче войти в наше сердце.
Когда мы получаем подарки с Небес, они помогают нам испытывать радость, поднимают настроение, возносят нас на небывалую высоту. В такие моменты мы любим весь мир, мы получаем удовольствие от своей жизни — и улыбаемся всем вокруг.
Когда же мы не в состоянии увидеть подарки, которыми нас Вс-вышний одаривает, настроение падает и все кажется серым. Если мы приучим себя улыбаться (пусть даже первые улыбки будут казаться нам самим неестественными и вымученными), приучим себя думать о чем-то радостном и приятном, то мы будем превращать все, что нам дает внешний мир, в положительную энергию, которая будет давать нам силы радоваться — и дарить эту радость окружающим!