Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Йешаягу»
Темы: Рав Хаим Бурштейн, Йешаягу
Пророчество о жуткой кончине Шевны — главы Дома Учения в Иерусалиме, который не обладал видением истинной картины мира.
Эта лекция цикла рава Хаима Бурштейна по книге Пророка Иешаягу (22 глава, начиная с 15-го стиха) посвящена влиятельному царедворцу по имени Шевна. Его история – урок для нас о том, как нам не быть похожим на этого мудрого человека, но отрицательного персонажа.
Вс-вышний посылает пророка Иешаягу к царедворцу Шевне, лидеру оппозиции, который вырубил себе гробницу среди захоронений царей Иудеи и устроил в честь этого пир. Пророк пришел сказать Шевне: «Ты полагаешься на свое умение разруливать политические ситуации, но Вс-вышний изгонит тебя отсюда, и не будет у тебя захоронения в земле Израиля!» Вс-вышний лишит Шевну его сана, и его место займет Эльяким, сын Хилькиягу, который будет ответственен за Дом Израиля (или за Храм). Царь тем временем не выходит из Дома Учения – таким был праведный царь Хизкиягу, который посвятил свою жизнь изучению Торы, доверив управление страной Эльякиму.
Даже маленькие люди будут гордиться Эльякимом и возвеличивать его. Величие – это самое сложное для постижения понятие – ведь один человек не может осязать или видеть величие другого. Величие другого начинается там, где заканчивается твоя линия горизонта в духовном понимании. И на служении коэнов и левитов в Храме тоже отразится величие Эльякима.
Пророк говорит о Шевне как о колышке, который расшатается и будет выбит. Его домочадцы и ученики полагаются на него и связывают с ним понятие величия, но они поймут, что всё это было впустую. Шевна закончит плохо и своей гробницей воспользоваться не сможет.
У Шевны было 12 тысяч учеников, у царя Хизкияу – 11 тысяч. Когда Санхерив осадил Иерусалим, учеба в ешивах продолжалась. Шевна написал записку Санхериву, предлагая сдать ему Иерусалим, а царь Хизкияу не был готов примириться с Ассирией. Шевна хотел позора своему царю, поэтому он был наказан проказой. Шевна был человеком страстей, и эта гниль внутри него заслоняла ему истинное видение картины мира.
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Книга Берешит»