Прощение (ивр. «слиха» или «мехила») — «отмена» вины, извинение оскорбительного поступка, отказ от взимания имущественного долга или «отмена» греха.
Мудрецы говорят: простит ли Б-г грехи человеку — напрямую зависит от способности этого человека прощать другим людям их проступки.
Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии.
Оглавление
Просьба о прощении [↑]
Чтобы искупить вред, нанесенный другим людям, необходимо извиниться и добиться прощения у пострадавших. Если пострадавший не согласен простить сразу, закон обязывает повторить попытку три раза. После трех попыток обидчик освобождается от обязанности добиваться извинения, а его грех считается искупленным.
Если пострадавшего уже нет в живых, закон предписывает раскаяться в совершенном против него грехе на его могиле в присутствии десяти мужчин.
Скрытая ненависть [↑]
Хотя Тора не обязывает подавлять естественное чувство обиды за незаслуженное оскорбление или унижение, обида и ненависть не должна оставаться в сердце. Закон обязывает упрекнуть обидчика в совершенном им преступлении наедине, прямо заявив ему о своей обиде и претензиях.
Комментаторы[1] пишут, что скрытая ненависть намного хуже открытого конфликта, поскольку при открытом конфликте существует хоть какой-то диалог, а, следовательно, и шанс добиться компромисса. Скрытая же ненависть не может утолиться никогда.
Кроме того, при открытом конфликте каждый знает, чего ожидать от второй стороны. Скрытая же ненависть несет в себе опасность: она может неожиданно проявиться в самый неподходящий момент.
Прощение обиды [↑]
Закон не рекомендует пострадавшему быть слишком строгим, когда ему приносят извинения, и простить нанесенную обиду. Злопамятность, как мы помним, считается дурным качеством, свидетельствующим о неконструктивной гордости и высокомерии.
В Талмуде[2]сказано: «Тот, кто прощает других, удостаивается прощения за свои грехи». Рав Деслер объясняет[3], что это работает по принципу «мера за меру», а именно: строгость или мягкость Небесного суда по отношению к человеку напрямую зависит от уровня строгости и требовательности самого этого человека по отношению к другим.
Самый высокий уровень — вообще не обижаться за нанесенное оскорбление. Этот уровень достигается только развития качеств смирения и скромности.
Талмуд в трактате Таанит[4] рассказывает, как в ответ на короткую молитву раби Акивы был послан дождь в засушливый год, хотя перед этим раби Элиэзер произнес двадцать четыре благословения и молитвы, но не удостоился ответа. Глас с Небес объявил: «Не в том дело, что кто-то из них праведнее другого, просто этот [раби Акива] уступчив, а этот [раби Элиезер] — нет».
Оскорбление мудреца Торы [↑]
Мудрец Торы, которого оскорбили прилюдно, не имеет права простить обидчика, пока тот не раскается и не попросит у него прощения[5].
Элуль, Рош а-Шана, Йом-Кипур [↑]
Месяц Элуль — самый благоприятный период для того, чтобы раскаяться, заслужить прощение грехов. В этот период в синагогах читают специальные молитвы о прощении — Слихот.
В преддверии Рош а-Шана и Йом-Кипура принято просить прощения у родных и близких.
Прощение грехов [↑]
Получить прощение за грехи можно только после раскаяния — тшувы.
Для полного раскаяния необходимо прекратить запрещенные действия, признать содеянное и высказать сожаление о нем (видуй) и принять решение на будущее — больше таких действий не совершать.
Прощение тяжких преступлений [↑]
Искупить можно даже самые тяжкие преступления, такие, как идолопоклонство, прелюбодеяние и кровопролитие. Это следует из сказанного в книге пророка Зехарьи (1:3): «Вернитесь ко мне, и Я возвращусь к Вам» — Всевышний призывает к раскаянию народ, погрязший в самых тяжких преступлениях.
Гемара в трактате Сангедрин говорит: одной из причин, по которым Давиду было послано испытание с Бат-Шевой, было желание Всевышнего показать нам, что исправить можно даже такие страшные грехи, как прелюбодеяние и убийство.
Когда человек раскаивается в самых страшных преступлениях, полное прощение он получает не сразу, а только после страданий или совершения определенных искупительных действий.
В книге Зоар[6] сказано, что изучение Торы очищает от грехов и может заменить собой предписанные страдания.
В более ранние исторические периоды для полного очищения греха практиковали посты и самоистязания, которые должны были заменить полагающееся наказание. Однако современные алахические авторитеты считают, что этот путь не подходит для нашего поколения, и рекомендуют заменить посты и самоистязания изучением Торы, пожертвованиями и добрыми делами.
Прощение имущественного долга [↑]
Для прощения имущественного долга достаточно устного заявления кредитора. Чтобы прощение в будущем не могло быть оспорено, заявление должно быть сделано в присутствии двоих свидетелей. Если это невозможно, прощение быть передано должнику в письменном виде.
Имущественный долг отменяется, даже если не был произведен «киньян» — акт передачи имущества во владение, кроме тех случаев, когда долг был выдан под расписку или кредитор получил залог[7]. Мысленное прощение не отменяет имущественный долг — кроме тех случаев, когда действия кредитора ясно свидетельствуют о том, что он долг простил.
Прощение в других религиях [↑]
Само понятие «прощения» человеком своего ближнего как отражение прощения человека Б-гом, безусловно, заимствовано другими религиями из иудаизма, в первую очередь так называемыми авраамическими религиями — христианством и исламом.
Известное повеление основателя христианства «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую» основано на стихе из свитка Эйха (3:30): «Подставит щеку бьющему, будет терпеть обиду». Однако, в отличие от христианской интерпретации, пророк Ирмияу, автор Эйхи, говоря о пощечине, подразумевает не физическую атаку, а моральное оскорбление[8]. Пророк призывает терпеть унижение, проявляя смирение и «приниженность» духа. Но позволять наносить физическое увечье своему телу строжайше запрещено, это запрет «баль ташхит» — «не губи» (или «не порти», «не вреди»)[9], относящийся как к имуществу, так и к собственному телу. Кроме того, в Эйхе речь идет о смирении перед Всевышним, пославшим страшное бедствие за страшные грехи…
Прощение в психологии
В современной психологии прощение рассматривается как снятие эмоционального напряжения, вызванного агрессией и обидами, вытесненными сознанием в область бессознательного. Т. е. речь — не об оправдании обидчика, а о способности «отпустить» навязчивые мысли об оскорблении и желание мести, о способности пострадавшего заниматься собственной жизнью и делами.
Прощение как часть психотерапии активно используется в рамках лечения депрессии, тревожных расстройств, урегулирования супружеских конфликтов и отношений дети-родители.
[1]Рамбам, «Ильхот Деот» 6:5; Ор а-Хаим, комментарий к Ваикра 19:17; Хофец Хаим, Предисловие.
[2] Рош а-Шана 17а.
[3] Рав Хаим Фридлендер, «Сифтей Хаим», Моадим 1, от имени рава Деслера.
[4] 25 б.
[5] Рамбам, «Ильхот Талмуд Тора» 7:13.
[6] Глава Кдошим.
[7] Хошен Мишпат 241:1.
[8] См. комментарий Раши к Тэилим 3:8.
[9] См. Дварим 20:19.