Оглавление
Радость: польза и опасности [↑]
Радость (симха) приходит к человеку как результат душевного покоя и отсутствия беды. Человек всегда рад, если добивается желаемого и с ним не случается ничего огорчительного. Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир» (Мишлей 17:22).
От радости к человеку приходит смех, но разумному не следует предаваться смеху слишком, ибо вместе со смехом приходит легкомыслие, как сказано: «Смех глупца подобен треску колючек, горящих в костре под котелком» (Коэлет 7:6).
Неуместные смех и веселье [↑]
И уже сказано, что неуместный смех — один из признаков глупости. Моральный человек не будет смешлив в собрании, ибо сказано, что смешливость уменьшает страх пред Всевышним. Почему? Потому что, смеясь, человек не может направить свои мысли к страху пред Всевышним. И не будет у него страха пред Всевышним, если он будет смеяться, развлекаясь прогулками или игрой в кости.
Поэтому следует наказывать своему сыну, чтобы он не слишком развлекался, чтобы не приобрел себе учителя или друга, которые слишком много развлекаются. Как сказано: «Я не сидел и не веселился на сборищах играющих» (Ирмия 15:17); и написано: «От всякой печали — прибыль» (Мишлей 14:23).
Множество зол заключено в веселии и смехе. Например, если кто-либо радуется падению ближнего, когда с ним случается беда. Об этом сказано: «При падении врага своего не радуйся, и если споткнется он, да не возликует сердце твое» (Мишлей 24:17). А еще хуже, если некто радуется, что ближнему не дается служение Всевышнему или что ближний знает мало. Ты должен понять: слуга, который верно служит царю, огорчается, видя восстающих против его господина, поносящих и позорящих его. Вот когда он верный слуга! Он обязан укорять их и объявить им, что они неблагодарны, низменны и ничтожны. Но если слуга радуется, видя унижение и позор своего господина, — он не есть верный слуга! Он — «сотоварищ губителю» и понесет свою вину. И вот написано: «Всевышний желает страшащихся Его» (Теилим 147:11), и воля того, кто радуется падению другого, не совпадает с волей Всевышнего.
Об этом-то и молился раби Нехуния бен-а-Кане: «Да не споткнутся, не ошибутся в учении мои товарищи, и да буду я рад им, и да не ошибусь я в учении, и да будут они рады мне» (Брахот 28б). Раби Нехуния бен-а-Кане потому молился об этом, что видел, как часто один радуется ошибке другого и ради собственной славы радуется победе своей в ученом споре. Даже некоторые серьезные люди не остерегаются этого! А каждый, чья воля соответствует воле Всевышнего, должен сожалеть, если Его воля не исполняется.
И да молится человек даже о своем ненавистнике, дабы он служил Создателю. В благословениях «Ата хонен» («Ты даешь разум») и «Ашивену» («Верни нас»), и «Слах лану» («Прости нам»), и во всех «Восемнадцати благословениях» («Шмонэ-эсрэ») следует молиться о всех евреях, как о друзьях, так и о врагах. Ибо человек может молиться «Рофэ холим» («Исцеляющий больных») и произносить остальные благословения, — но не желать исцеления своему ненавистнику. И поскольку такое желание часто соблазняет сердца людей, а сами люди не всегда ощущают это, — скажем, дабы предостеречь страшащихся Всевышнего: приготовь свое сердце ко Всевышнему с истинным намерением излить свою душу пред Всевышним за всех евреев, и за своих друзей, и за своих врагов. Так ты исполнишь заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18), и сказано «А чистый сердцем добавит старание» (Иов 17:9).
Насмешка над служением и горькая радость [↑]
Есть и другие дурные проявления радости и смеха. Вот некто смеется над тем, кто осторожен в служении Всевышнему и исполнении Его заповедей. В этом содержатся четыре вида зла.
Первый вид: насмешник лишает свою душу света заповедей, ибо если он смеется над исполняющими заповеди и презирает их, заповеди покажутся ему самому достойными насмешки.
Второй вид: может случиться так, что праведный не сможет стерпеть насмешку и перестанет быть праведным.
Третий вид: те, кто не пробовал идти путями Всевышнего, из-за насмешки не смогут покаяться и останутся во тьме все свои дни. Так насмешник не только лишает ближнего великого добра, которое ожидает праведников, но и низвергает его в преисподнюю, — и вот этот насмешник подвергает себя наказанию как заставляющий грешить многих.
Четвертый вид таков, что такой насмешник подобен разбойнику на перепутье, который отрубает ноги тем, кто приносит дары царю. Этот человек — ненавистник и враг царя, и весьма велико зло, исходящее от него.
Есть радость горькая, как белена. Вот некто развратничает, грабит и совершает прочие преступления, и радуется, исполняя свои дурные желания. О таких сказано: «Рады делать зло, веселятся злой извращенностью» (Мишлей 2:14). И наказание им — до преисподней!
Радость от вина: польза и вред [↑]
И есть смешанная радость; она окутывает дымом все заповеди и заставляет людские сердца забыть страх пред Всевышним. Это те, кто напивается и веселится в кабаке, — каковы же последствия этого веселья? Последует скорбь, ибо многие напасти приходят из-за веселия и смеха на пиру.
Кто мудрее в мудрости, чем Шломо бен-Давид, а он сказал: «У кого “ах!”? У кого “увы!”? У кого ссоры, у кого плач, у кого напрасные раны, у кого багровые глаза? У сидящих поздно за вином, у приходящих искать вино» (Мишлей 23:29-30).
И сказал пророк: «Горе тем, кто с утра ищет вина и задерживается /за вином/ до ночи, — вино разжигает их»; и сказал: «И на пиршествах их — кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино, а на деяния Всевышнего не смотрят, и творений рук Его не видят»; и сказал: «Поэтому пойдет мой народ в изгнание из-за неразумия, и знатные его умрут от голода, и толпу его иссушит жажда»; и сказал: «Поэтому расширилась преисподняя и разинула пасть свою безмерно, и сойдет туда слава его и толпа, шум и веселие, и те, кто веселился в Иерусалиме» (Ишая 5:11-14). И сказал: «И эти тоже одурманены вином и спотыкаются от старого вина; коэн и пророк шатаются от старого вина, сбились с пути из-за вина, они отуманены вином, ошибаются в видениях, спотыкаются на суде» (там же 28:7).
Ты видишь, какой вред от вина! И написано: «Вино глумливо, старое вино буйно, и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Мишлей 20:1). Ибо вино заставляет человека насмешничать и кричать, и болтать, а тот, кто увлекается вином, не прибавит себе мудрости.
Написал учитель наш, раби Моше Бен-Маймон: «Посещение сборища собравшихся для питья опьяняющего должно быть для тебя позорнее посещения сборища обнаживших свою срамоту. Ибо пьянство принадлежит к деяниям зла: оно лишает ума, которым Всевышний наделил тебя».
Но умеренное питье вина весьма полезно, когда соответствует обычаю разумных людей. Сказал Шломо: «Старое вино дайте погибающему, и вино огорченным душою. Пусть он выпьет и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем страдании» (Мишлей 31:6-7). И еще сказано о вине: «Веселящее Всевышнего[1] и людей» (Шофтим 9:13), и написано: «И вино, веселящее сердце человека» (Теилим 104:15), и также написано: «Твоя любовь лучше вина» (Шир а-Ширим 1:2), и сказано: «И твои уста, как доброе вино» (там же 7:10). Все сказанное есть похвала вину, когда оно употребляется умеренно, по мере мудрецов. Они пьют вино столько, что их разум побеждает вино, но не столько, чтобы вино победило разум. И пьют в определенное для этого время, пьют с друзьями, любящими их, с благочестивыми и праведными, а не с босяками и глупцами. Ибо вино прибавляет мудрости тем, кто держится за «древо жизни»[2]. Разумному вино прибавит разума, а глупость глупца увеличит; любовь любящего обновит, а ненависть врага пробудит; руку щедрого раскроет, а сердце скупца ужесточит.
Правило в отношении вина [↑]
Вот правило для пьющего вино: сделай вино лекарством, излечивающим тревогу, чтобы быть сильнее в изучении Закона, чтобы изучать его с радостью. Ибо пока человек тревожится, он не может учиться. И судьи, подверженные тревоге, не могут принять верное решение. Тревога мешает сосредоточиться в молитве. Если к встревоженному человеку обращаются с просьбой оказать добро, — как он может выполнить просьбу? Тревога отняла у него силы. И написано: «Во время благоволения Я ответил тебе» (Ишая 49:8).
Так пусть же в соответствии с этим и поступит разумный, когда пьет вино. И следует остерегаться пить слишком много вина, чтоб не пришлось отменять работу и другие дела. И более того — нужно остерегаться пить столько, что из-за этого придется отменить свои занятия Учением или молитву, а то и развеселиться до легкомыслия. И да не будет человек пить так много, что потеряет свое имущество или поссорится с другом, или поломает домашнюю утварь. И пусть не пьет так, чтобы в опьянении раскрыть свои или чужие секреты. Если ты будешь так пить, вино станет мерзким для тебя. Даже в праздники, о которых написано: «И радуйся пред Всевышним» (Дварим 12:18) и написано: «И радуйся в свои праздники» (там же 16:14) — и в праздники не продли винопития со смехом и легкомыслием, ибо сказано: «За то, что ты не служил Всевышнему с радостью и добросердечием» (там же 28:47). Отсюда ты можешь понять, что нам заповедано лишь о таком веселии, в котором содержится служение Творцу. Невозможно служить Всевышнему в пьяном виде, с легкомыслием и смехом.
Связь радости, благодарности и веры [↑]
От качества радости зависит заповедь признавать и оправдывать суд Всевышнего, что бы ни случилось с человеком. Как сказано: «И познаешь в сердце своем, что Всевышний наставляет тебя, как человек наставляет сына своего» (Дварим 8:5). И если после раскаяния положение человека ухудшится, заповедано думать, что это ко благу человека. Ибо до того, как он раскаялся, Всевышний награждал его за исполнение заповедей, и потому человек терял свою долю в будущем мире, как сказано: «И воздающий ненавидящим Его /в этом мире/, чтобы уничтожить их /в мире будущем/» (там же 7:10).
Так же, как воздает Он ненавидящим Его, так же наказывает Он в этом мире любящих Его за проступки, которые они совершили, дабы они остались праведными и чистыми для жизни в будущем мире.
И все это зависит от качества радости, то есть от того, что человек радуется участи, которую ему уделил Всевышний.
Радость верующего и уповающего [↑]
Верующий всем сердцем и уповающий на помощь Творца, всегда радуется и терпит всякое страдание подобно больному, который ради исцеления принимает горькие лекарства. Он свободен от суетности мира и удовлетворяется малым, говоря: «мне достаточно того, что уделил мне Создатель».
Взгляни и увидишь: все содержит в себе радость. Почему? Потому что человек, который беспокоится о заботах этого мира, не имеет покоя в сердце во все свои дни, заботясь о заработке и не удовлетворяясь тем, чем наделил его Всевышний. А тот, кто доволен своей долей, — богат, даже если он беден, потому что он радуется Всевышним, Который и есть его доля и удел, и написано: «Моя доля — Всевышний, говорю я» (Теилим 119:57); и написано: «Всевышний — доля моей участи и мой удел» (там же 16:5), и также сказано: «Да возрадуются сердца тех, кто стремится ко Всевышнему» (там же 105:3).
Это достоинство содержится в душах праведников, пребывающих в совершенном наслаждении служения и в великой радости их отрешенного уединения, как сказано: «Радуйтесь Всевышнему и веселитесь, праведники, и пойте все, прямодушные» (там же 32:11); и также сказано: «Свет посеян для праведника, и для прямодушных — радость» (там же 97:11).
А потому — да сделает каждый своей радостью Учение. Исполняя заповеди, пусть радуется в сердце своем тому, что удостоился быть рабом Вышнего Царя, Которому поклоняются все. И сказал Давид: «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу» (там же 119:62).
Исполняющий заповеди с радостью тем самым вознаграждается в тысячу раз большим, чем тот, для кого заповеди — обуза.
Авраам и Давид денно и нощно занимались Учением, исполняли заповеди, — они восславляли и восхваляли Всевышнего песнями и гимнами, поднимая голос в радости.
Вот когда человек преуспевает на всех своих путях и приобретает доброе разумение! И Всевышний наделяет его духом пророчества — руах а-кодеш, и сердце его радуется и исполняется любовью ко Всевышнему, и его душа веселится. И Он открывает ему тайны, и позволяет ему новые открытия (хидушим), ибо он боится Всевышнего, и он прямодушен, и разумение входит в него.
Душа радующегося Б-гу [↑]
Об этом сказал Шломо: «Моя душа вышла из тела, когда Он говорил» (Шир а-ширим 5:6); «И нутро мое радуется, когда Твои уста произносят правду» (Мишлей 23:16).
И сказал Давид: «Благослови, моя душа» (Теилим 104:1). Ибо душа принадлежит ступени высшей и поднимающейся ввысь и, узнав свою тайну, полюбит Создателя своего и соберет сокровища Его заповедей.
И, достигнув места и ступени, ей надлежащих, она познает Его единность в своих тайниках и возвеселится в покоях своих. В любое время и каждое мгновение она желает Его любви, и помнит Его ночью на ложе своем. Тогда Всевышний посылает ей желание радости, и сердце будет гореть и пламенеть великим желанием любви, как сказано: «Возрадуюсь во Всевышнем, ликовать будет душа моя в Нем» (Ишая 61:10). И счастлива душа, удостоенная такой радости!
«Всевышний осеняет Своим Присутствием лишь из радости» (Шабат 30б). И пророки не могли пророчествовать, когда хотели, — но они направляли свои мысли и уединялись в радости и веселии. Ибо пророчество не осеняет ленивых и угрюмых, — оно нисходит на радостных. И ученики пророков приносили арфу и тимпаны, и свирель, и лютню, и играли, — и лишь тогда просили пророчества, как написано: «И когда заиграл играющий, осенил его дух пророческий» (Млахим II 3:15).
Слава души славится славой радости, которой она радуется Всевышнему. И воссияет сияние ее страха пред Всевышним, дабы засияла честь ее славы, и свет ее стремления угоден Создателю ее, в любовном стремлении к Наивысшему (эльон), увенчает себя венцом красоты чистых и непорочных мыслей и будет воздыхать от великой радости веселия своего пред своим Наивысшим Любимым, и прилепится к Нему милостью Его благоволения, и станет познавать достоинства, какими можно получить свет жизни.
Возвышаясь, увеличиваясь и приобщаясь, дабы узнать святость ее Творца, она прилепляется в своей верности Создателю и распространяет себя в радости веселия, и расширяет себя в своей радости. В тот час она освящается святостью святой святых и становится любимой и угодной Царю царей, Святому, благословен Он, и становится весьма почитаемой, и украшается, и прославляется славой величия, мощью силы, славой любви. И тогда Всевышний избирает ее, дабы сияние ее светило, дабы ввести ее в покои сияния и связать ее в узле жизни. Милосердный да сделает нас людьми служения Ему, которые радуются Ему!
Еще одна польза радости [↑]
Есть польза радости еще и та, о которой говорил Элияу, указывая на двоих и говоря, что они удостоятся жизни в будущем мире, ибо были они веселыми людьми; печального веселили, а со спорщиками шутили, пока те не мирились (Таанит 22а).
То же касается учебы: начинают с чего-нибудь веселого, чтобы отворить сердце и разум, дабы учиться с радостью (Шабат 30б). Но не радостью гнусной или пустой и никчемной, а радостью, связанной с заповедями, которая радует сердце, как написано: «Заповеди Всевышнего прямы, радуют сердце» (Теилим 19; 9).
Все это содержится в радости заповеди!
Радость в испытаниях [↑]
И когда на долю человека выпадают страдания, следует радоваться, ибо сказали мудрецы: «Милы страдания» (Бава Меция 85а). И еще сказали мудрецы: «Кто радуется страданиям, приносит спасение в мир» (Таанит 8а).
Приучи же свои уста говорить: «И это тоже к лучшему» (там же 21а) или: «Все, что Всевышний делает, — к добру» (Брахот 60б), потому что часто бывает, что беда оборачивается благом.
И стих «Благодарю Тебя, что Ты прогневался на меня, ибо Твой гнев утихнет и Ты утешишь меня» (Ишая 12:1) поясняют мудрецы так — это подобно тому, как двое решили плыть на корабле, но один занозил ногу колючкой так, что не мог плыть, а его товарищ взошел на корабль. Первый огорчился и стал проклинать свой день, а через некоторое время узнал, что тот корабль затонул и люди на нем погибли. И он стал славить Создателя, потому что понял, что случившееся с ним было для спасения его (Нида 31а).
Потому пусть человек радуется страданиям и ущербу, который ему нанесен, ибо не знает, какое благо будет ему от того в будущем. Так поступал Нахум Иш-Гамзо (Таанит 21а).
Радовать жениха и невесту [↑]
Веселить жениха и невесту — вот еще одна добрая радость, как сказано: «Голос радости и голос веселия — голос жениха и невесты» (Ирмия 7:34).
Но следует остерегаться веселить их сквернословием, ибо такое веселие суть гнусь, гной и гниение, вызывающие гнев!
И да не будет совместного веселия мужчин и женщин, ибо такое веселие есть легкомыслие. Даже для времени траура и скорби сказано: «Мужчины отдельно, и женщины отдельно» (Сукка 52а), а уж тем более — во время веселия; и сказано: «И ходи скромно» (Миха 6:8) — когда сопровождаешь вынос покойника и когда провожаешь невесту под хупу (там же 49б).
Радость в Субботу и праздники [↑]
И следует радоваться в субботы и праздники, и в Пурим, потому что все это — в память об исходе из Египта и в память чудес, которые Всевышний совершил для тех, кого Он избрал.
А потому радуйся в сердце своем, помня безвозмездное добро и милость, и великое благо, оказанные Всевышним для исполняющих Его волю.
И потому готовят праздничные блюда и надевают праздничную одежду, и пьют вино, дабы радовать сердце.
Но надлежит направлять радость не на пустую суету, а следует направить эту радость к любви ко Всевышнему, наслаждаясь наслаждением любви Творца. И пусть радуются и веселятся радостью Господина всего, Который заповедал наслаждаться и радоваться в эти дни.
И следует помнить в те дни о наслаждении будущего мира, которое есть предел наслаждения. И приличествует человеку, когда он наслаждается, помнить великие наслаждения и жаждать их, как написано: «И если назовешь субботу наслаждением, <…> удостоишься наслаждения пред Всевышним» (Ишая 58:13-14).
Способность радоваться по другим поводам [↑]
И наблюдая веселие злодеев и наслаждения преступников, также следует радоваться, говоря: «Если уж /такое/ преступающим Его волю, то исполняющим Его волю — во много раз больше» (Макот 24б).
Об этом сказал Давид: «Ты дал радость сердцу моему /большую/, чем /была у них/, когда умножились хлеб их и вино их» (Теилим 4:8). Так было с гостями, приглашенными царем. Достигнув царского двора, они увидели собак, пожиравших гусей и кур. И гости возрадовались и сказали: «Если уж собакам такое, то для нас-то, приглашенных пировать с царем, — что же будет приготовлено для нас!» (Мидраш Теилим 4:8).
Не следует радоваться благу пустого в этом мире, ибо знающий этот мир не станет радоваться его благу и ничему, кроме того, что приводит к служению Всевышнему.
Требуется, чтобы человек весьма остерегался радоваться тому, что есть благо для него, но оборачивается злом для другого. Например, человек у которого много зерна, да не радуется голоду и повышению цен на зерно, — ради своего блага да не радуется несчастью многих. А также да не радуется смерти человека, которому наследует, или человека, от смерти которого получит какие-либо иные блага.
И в заключение: да не радуется несчастью любого человека. Об этом сказано: «И люби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19: 8). И пусть приучит сердце свое радоваться благу другого. А более всего — пусть радуется, когда видит людей, которые ищут возможности исполнения заповедей, чтобы исполнить волю Создателя, благословен Он.
Но да не веселится и да не наполнит свои уста смехом (Брахот 31а), ибо в наше время любая радость омрачена. Ибо в тот день, когда Рабейну а-Кадош смеялся в мир приходила беда (Недарим 50б). И раби Ирмия старался заставить рассмеяться раби Зейру, но тот не смеялся (Нида 23а).
Когда же следует радоваться и смеяться? Когда Шехина вернется в Сион, что будет величайшей радостью, как написано: «Тогда наши уста наполнятся смехом и язык наш радостью, тогда скажут народы: Всевышний совершил с ними великое» (Теилим 126:2).
[1] Когда вино возливают на жертвенник и этим исполняют Его волю.
[2] «Древо жизни», «эц хаим» — это Тора