Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
- Мне казалось, что я теряю дочь-подростка, - поделился со мной директор одной еврейской школы в Нью-Йорке. – Все мои попытки контролировать ее поведение приводили лишь к конфликтам, создавая атмосферу раздражения и отчуждения. «Я воспитываю чужих детей, но не могу справиться с собственной дочерью?» - с горечью спрашивал я себя. Конечно же, во всем я “винил” ее подростковый возраст. Однажды я задумался: возможно, я -- причина разлада. Когда мы остались одни, я подошел к дочери и попросил прощения за то, что на протяжении многих лет относился к ней как властный директор, а не любящий отец. Она заплакала и обняла меня, а я плакал с ней... Так я вернул себе дочь и подарил ей отца.
- Умеете ли вы просить прощение? Умеете ли прощать?
Эти вопросы евреи задают себе в преддверии Йом-Кипура, хотя владение искусством прощения необходимо нам на протяжении жизни. В эти дни люди просят прощения у супругов, родителей и детей, друзей и коллег. Дело в том, что в Йом Кипур можно удостоиться прощения лишь за грехи, совершенные против Всевышнего, но если человек обидел кого-то, то он должен просить у него прощение. Прося прощения, мы не только выражаем желание избежать наказания, но и стремимся восстановить отношения. Потому тот, кто прощает обидчика, принимает протянутую ему руку. Не случайно мудрецы Талмуда писали, что не было у евреев более радостных дней, чем Йом Кипур и Ту бе-Ав. В Ту бе-Ав (15-го Ава) были разрешены браки между коленами Израиля. И этот день стал праздником единства народа. Так же и Йом Кипур – праздник единства, потому что в этот день евреи прощают друг друга.
Чтобы решиться попросить прощения, человек должен осознать совершенную им ошибку и пересилить страх быть отвергнутым. Как бы ни было трудно просить прощение, еще труднее, преодолевая обиду, прощать.
Тот, кто хочет простить, должен отказаться от осуждения ближнего, стараясь его понять, войти в его положение. Прощая, он не только дарит обидчику облегчение, но и освобождает себя от обиды и ненависти, которые могут разрушить его изнутри. «Тому, кто прощает других, прощаются собственные грехи!» - утверждали мудрецы Талмуда (Таанит, 17), иллюстрируя эту мысль следующим рассказом.
Однажды рав Папа пришел навестить больного рава Уну и, решив, что его друг умирает, велел готовиться к похоронам. Когда же рав Уна выздоровел, то удивленный рав Папа попросил его раскрыть секрет исцеления. «Я действительно уже покидал этот мир, когда на Небесах прозвучал голос Всевышнего: “Простите его, ведь он прощает тех, кто обижает его!” - ответил рав Уна». Мера за меру: прощения Небес заслуживает тот, кто прощает других. Кто может устоять на Суде Небесном, полагаясь лишь на свои заслуги? Заслужить снисходительности может тот, кто проявляет снисходительность к другим.
Можно простить грехи человека, но это не означает, что его душа будет исправлена. Совершая грех, человек наносит ущерб не только ближнему, но и своей душе. Так, например, воровство делает человека вором. Вора можно простить, например, в заслугу за то, что он прощает других, но ведь он все равно останется вором.
Сила прощения столь велика, что, прощая других, человек не только заслуживает прощения за свои грехи, но и исцеляет свою душу от воздействия грехов, поясняет рав Элиягу Деслер («Михтав ми-Элиягу», 4, с. 263).
Корень всех преступлений кроется в эгоизме, а корень всех добрых дел – в любви к ближнему. И если эгоизм приводит к отчуждению, то любовь - к единству. Настоящее прощение – это великий акт любви к ближнему, который исцеляет душу эгоиста и очищает ее от последствий греха.
И если прощающий других заслуживает прощения Небес, то он должен научиться прощать... себя для того, чтобы, сбросив груз прошлого, ощутить обновление своей души и начать в новом году новую жизнь!