Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Нет, я, конечно, понимаю — «тот, кто верит — дурак, кто не верит — апикойрес».
И все-таки.
В литовской среде (а в брискерской ее ветке — особенно) не слишком злоупотребляют всякими «майсес» про рабаним.
И поэтому, сталкиваясь со случаями, подобными приведенным ниже — я начинаю пытаться найти «простое объяснение».
Но вот проблема — найти его не всегда удается.
Вот вам две такие истории.
которая произошла почти 14 лет назад.
Один из моих двоюродных братьев, швейцарец, учился в ББ в ешиве «Р. Хаим Ойзер». Вся его семья в то время жила в Базеле, и естественно, в этот период времени мы с ним особенно сблизились. Tем более, что моя ешива находилась буквально в соседнем здании.
Когда я услышал о его помолвке — моя радость от этого события была немного омрачена моей невозможностью принять в нем участие — дело происходило в Швейцарии, а я по каким-то причинам не смог тогда вырваться в заграницы.
Еще больше меня расстроила дата его свадьбы (которая тоже должна была случиться в Швейцарии) — моя жена ожидала первенца и я, понятное дело, не мог ее оставить в столь ответственный момент.
Как бы там ни было — я решил хотя бы отвезти жениха в аэропорт.
И вот, значит, едем мы по трассе. И тут наш двоюродный жених рассказывает мне такое дело:
— Вчера вечером я вышел из ешивы и увидел, что навстречу мне идет рав Ихиел-Михл (рав И.М. Файнштейн, зять Брискер рова). Ну, понятное дело, я подошел, чтобы попросить броху. Сказал ему, что через пару дней женюсь. Он посмотрел на меня и дал мне броху, соответствующую таким «случаям». И вдруг, когда он уже собрался продолжать свой путь — он обернулся ко мне и произнес: «И желаю тебе полного и быстрого выздоровления»… Повернулся и ушел».
Мой брат не мог успокоиться, эта последняя фраза сверлила ему мозг и не давала сосредоточиться на нужных мыслях.
Я высказал предположение, что рав просто не совсем расслышал, что он ему сказал, или не так понял, или еще чего…
На том и порешили.
Прошло три недели.
Я опять еду в аэропорт, на этот раз для того, чтобы встретить молодоженов и доставить их по адресу проживания в КС.
Когда среди выходящих пассажиров я увидел своего брата, я в полном смысле слова «слетел с катушек»: он шел, опираясь на костыль, в то время, как его молодая жена толкала тележку с багажом…
А случилось вот что: за неделю до свадьбы будущий тесть решил взять будущего зятя вместе со своими сыновьями в Альпы, на пару дней, развеяться перед торжеством.
В горах было лето, поэтому традиционное катание на лыжах они заменили не менее традиционной игрой в футбол. Наш жених очень хотел блеснуть перед будущим тестем своими футбольными способностями (а они у него действительно много выше средних) и, в ходе атаки на ворота соперника, забил красивейший гол головой в прыжке. Но, забить-то он забил, а вот приземлиться удачно у него не вышло…
Закрытый-перелом-потерял-сознание-очнулся-гипс.
Пришлось под хупу идти с костылем…
И все бы хорошо, и ничего страшного, но вдруг я вспомнил, что он мне рассказал по дороге туда…
Как???!!!
Не спрашивайте меня — я не знаю…
которая произошла года полтора назад.
Реб Исроэль Гелис — непревзойденный рассказчик, широко известный далеко за пределами харедимного мира. Кроме того, он относится к тем немногим людям (а их можно посчитать по пальцам одной руки), каждому слову которых я верю безоговорочно.
Когда мы трудились над последней, «чалмерской» частью Фишеля — он очень помог нам в уточнении различных деталей иерусалимского быта первой половины ХХ века. Ну, и, конечно же, истории из него сыпались, как из рога изобилия. Одна из таких историй была не просто «свежая», она была «прямо из печки».
Реб Исроэль, кроме того, что работает консультантом в разных проектах, ведущим целого ряда программ на радио и ТВ — еще возит группы религиозных туристов по еврейским местам восточной Европы.
Перед тем, как отправиться в очередную поездку, он неожиданно получил «заказ». Его навестил один пожилой еврей, ученик рава Борух Бер Лейбовича (ученика рава Хаима из Бриска) и попросил, если уж он, реб Исроэль, собрался в Вильно — отыскать могилу рава Борух Бера.
Дело в том, что рав скончался в самом начале ВМВ, город после этого побывал в руках русских, немцев, опять русских, опять немцев, опять русских, бомбежки, бои, и т.д. Из местного населения никого не осталось — и место захоронения потерялось. Было известно, что он похоронен на старом еврейском кладбище, на возвышенности, могила расположена чуть в стороне от остальных могил — то есть, ее окружает свободное пространство в несколько метров… И всё. Найти могилу (надпись на которой, скорей всего, стерлась) по таким признакам, на огромном старинном кладбище — все равно, что искать черную кошку в стоге сена.
Ну, реб Исроэль заверил старика, что постарается сделать всё, что в его силах — и тут же забыл об этой истории.
И вот, через пару дней, собираясь в аэропорт, он услышал «рамколь». Всем жителям квартала «Эзрат Тора» сообщали о внезапной кончине… того самого старика. Реб Исроэль вспомнил о своем обещании и понял, что теперь «отвертеться» не выйдет — теперь это последняя воля покойного…
Хотя, если честно, он даже близко себе не представлял, как можно исполнить данное обещание.
И вот, реб Исроэль с группой аврехим на старом еврейском кладбище Вильно. Нашли несколько нужных могил, прочитали теилим, сказали кадиш. Реб Исроэль просит своих подопечных пройти отдохнуть и перекусить (для этой цели на кладбище есть небольшая избушка), а сам отправляется нарезать круги в поисках могилы рава Борух Бера…
Через час-другой безуспешных поисков реб Исроэль возвращается в избушку и застает там такую картину: Рядом с его группой сидит семья. Американцы. Папа-мама-несколько взрослых дочерей. Одна из дочерей, указывая на портреты, развешанные на стенах, спрашивает (естественно, по-аглицки): «Кто это?» Папа отвечает: «Это Виленский Гаон». Дочка: «А кто это?» — «Это Авраам Потоцкий», ну и так далее…
И вот палец девушки упирается в портрет рава Борух Бера, и она начинает смеяться: «Ой, а это кто, такой смешной?»
Папа не успел ей ответить. Она вдруг вскрикнула, и улыбка слетела с ее лица. Вернее — с половины лица. Вторая половина осталась перекошенной в ужасной гримасе…
Это называется невропатия лицевого нерва. Половина лицевых мышц парализована.
Крики, паника, скорая. Американцы уезжают.
Чуть позже реб Исроэль узнает, что один из его аврехим успел обменяться адресами мейла с американским папой.
Это и спасло девушку…
Но обо всем — по-порядку.
Реб Исроэль возвращается в Иерусалим и через пару месяцев получает письмо от папы той девушки. Он пишет, что они облазили всех доступных и малодоступных специалистов — всё безуспешно… Безутешный папа просит совета.
Реб Исроэль отвечает, что он, конечно, не специалист, но ему кажется, что необходимо найти могилу рава Борух Бера и в присутствии миньяна (желательно — тех самых свидетелей) попросить прощения. Есть только одна проблема: местоположение могилы не установлено…
Папа пропадает еще на пару месяцев, после чего реб Исроэль получает еще один мейл: папа пишет, что его дочь взялась за дело самым серьезным образом и, вооружившись картами Google Earth, принялась искать. Для начала она отметила все могилы, находящиеся отдельно от остальных. Затем — могилы, находящиеся на возвышенности. После этого она «скрестила» оба плана и получила несколько могил — «кандидатов» на высокое звание. Потом она вылетела в Вильнюс, обошла все отмеченные на карте места и — чудо! — нашла плиту, на которой, хоть и с трудом, но можно разобрать надпись «Здесь похоронен рав Борух Бер Лейбович, ה' בכסלו ת''ש
И теперь вся семья ожидает в Вильно, пока реб Исроэль приедет со своим миньяном…
И они приехали.
Нет, чуда на месте не произошло.
Оно произошло несколько недель спустя, уже в Америке. Девушка выздоровела полностью, обручилась и вышла замуж, о чем и сообщил реб Исроэлю благодарный американский папа.
Я видел этот мейл…
Теги: Майсес