Повторный брак бывших супругов — это такой брак, который бывшие муж и жена вновь заключают друг с другом после развода. Коэн не может вернуть свою бывшую жену. Моше-рабейну женился на Ципоре повторным браком. В некоторых случаях вернуть свою жену — право, в некоторых — запрет, в некоторых — обязанность.
Жениться на своей жене?
Если супруги развелись, а через некоторое время решили снова создать семью, такое решение поощряется. При этом необходимо соблюсти условие: в период, когда супруги живут раздельно, жена не должна выходить замуж за другого человека. Если она вступила в брак с другим мужчиной, первый муж никогда не сможет жениться на ней вторично, так как она никогда не будет для него «разрешенной» — даже если она разведется со вторым мужем.
Но коэну, как известно, запрещено жениться на разведенной, даже если она была его собственной женой. Поэтому коэн должен как следует подумать, прежде чем разводиться, ведь он уже не сможет вернуть свою бывшую жену.
Моше и Ципора
История такого повторного брака описывается в книге Шмот: «И услышал Итро… обо всем, что сделал Всевышний для Моше… И взял Итро Ципору, жену Моше, после того, как она была отослана» (Шмот 18:1-2).
Раби Авраам Йеошуа Гешель (главный раввин Кракова, Польша, 1595-1663 гг.) комментирует эти строки так. Если вернуться немного назад и посмотреть, какие события предшествовали этому браку, мы увидим, что у пылающего куста Творец возложил на Моше миссию — собрать евреев, объединить их и вывести из Египта.
Но Моше вдруг заявил: «Пошли через кого ты посылаешь». Раши объясняет: «С тем, кого Ты обычно посылаешь. А это есть Аарон».
Эти слова вызвали гнев Вс-вышнего (4:14), и Моше был лишен статуса коэна. Вместо него коэнство получил Аарон (Мидраш Раба на книгу Шмот, гл. 3).
Итак, Моше отослал свою жену (то есть развелся с ней). Через какое-то время Вс-вышний лишил его статуса коэна. Услышав, что его бывший зять больше не коэн, Итро понял, что теперь может вернуть ему Ципору — и вот Моше вновь женился на ней.
Некоторые детали закона о повторном браке
Если жена побывала замужем за другим
В «Книге Заповедей» Рамбама 356-я заповедь — это запрещение возвращать прежнюю жену, если, получив развод, она уже побывала замужем за другим. Рамбам пишет, что если человек решит развестись с женой и напишет ей разводное письмо, а после этого она выйдет замуж за другого — и этот ее новый брак закончится либо разводом, либо смертью второго мужа этой женщины — он не сможет вновь женится на ней, «ибо это — мерзость перед Ашемом» (Дварим 24:1-4).
Рамбам указывает, что законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Йевамот (3б, 11б-12а, 44аб, 69а, 78а, 88б, 95а).
Когда возвращение жены не право, а обязанность
358-я заповедь у Рамбама — запрещение мужчине, совершившему изнасилование и, согласно закону Торы, взявшему в жены жертву своего насилия, разводиться с такой женой.
Как это связано с повторным браком? В книге Дварим (22:28-29) сказано, что не только человек обязан жениться на изнасилованной им девственнице, но и «не может он развестись с ней во все свои дни».
В трактате Макот (15а) разъяснено: «Если он разводится с такой женой, то должен вернуть ее себе в жены». Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот.
В каком случае нельзя возвращать жену
В Талмуде встречаются несколько запрещающих указаний, которые называются таканот. Например, в категорию таканот включен запрет повторной женитьбы на бывшей жене, получившей развод из-за своей дурной репутации (Гитин 45б).
Свадьба в холь-амоэд
Как известно, для полупраздничных будней (Холь-аМоэд) существуют особые законы. Среди них — запрет играть свадьбы. Вот что написано в Мишне Моэд Катан 2 (Глава первая, мишна седьмая):
«Не женятся в моэд — ни на девственницах, ни на вдовах, и не вступают в левиратный брак — из-за того, что для него это радость; однако возвращает он женщину, с которой развелся». Объясняют мудрецы, что можно вступать в такой повторный брак, так как он уже не вызывает столько радости, сколько первый.