Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Бреславские хасиды

Бреславскиехасиды считаются одной из самых влиятельных групп в хасидизме, наравне с Вижницкими и Гурскими хасидами. Они являются последователями раби Нахмана из Бреслава, который прославился своим уникальным учением, а также притчами, сказками и аллегориями. Бреславские хасиды известны эмоциональностью своего служения Творцу и преданностью раби Нахману, являясь единственным хасидским течением, существующим без своего Ребе более двух веков.

Оглавление

Личность раби Нахмана из Бреслава [↑]

Основателем течения Бреслав был выдающийся праведник раби Нахман бар Симха из Бреслава(5532-5571 /1772-1810/ гг.). Раби Нахман родился в украинском городке Меджибоже и был правнуком основателя хасидизма рабби Исраэля Бааль Шем Това (Бешта).

Всю свою жизнь раби Нахман посвятил напряжённой духовной работе: с одной стороны, он стремился обуздать свои желания и подчинить их сознательному контролю. С другой стороны — практиковал самоотверженное молитвенное служение, уединяясь в лесу или на берегу реки и там изливая душу перед Вс-вышним. По признанию самого раби Нахмана, эти искренние беседы с Б-гом «были самым главным, что помогло ему достичь того, чего он достиг».

Побывав в Земле Израиля, раби Нахман, по его словам, поднялся на принципиально новый, прежде недоступный ему уровень постижения Торы. Он говорил, что «расстояние между изучением Торы вне Земли Израиля и Торой, открывающейся в ней, подобно расстоянию между землёй и небом».

Вскоре после возвращения к семье на Украину раби Нахман обосновался в городке Бреслав (или Брацлав) Подольской губернии.

В бреславский период он в наибольшей степени приблизился к духовному совершенству. Сам раби Нахман однажды заметил, что «БРеСЛаВ» состоит из тех же букв, что и еврейское «ЛеВ БаСаР» (сердце из плоти), знакомые каждому иудею по пророчеству Йехезкеля: «И извлеку Я из плоти их каменное сердце, и дам Я им сердце из плоти».

Благодаря присутствию раби Нахмана, Бреслав стал одним из значительных центров хасидского движения. Его последователи со всей Украины приезжали к нему на основные праздники, шесть раз в год.

За несколько месяцев до своей кончины раби Нахман переехал в Умань, зная, что ему суждено умереть именно в этом городе и быть похороненным на старом еврейском кладбище, рядом с жертвами гайдаматчины. «Души умерших за веру уже ждут меня», — говорил он.

Возникновение течения Бреславских хасидов [↑]

Учение рава Нахмана записал его великий ученик рав Натан Штайнгарц. Главные его книги — это Ликутей Мохаран (молитвы и службы) и Сихот Мохаран (беседы), а также Сипурей Маасиет (философские, кабалистические сказки).

В большинстве хасидских групп после смерти ребе избирался новый, часто его сын или другой близкий родственник. У раби Нахмана было два сына, но оба они умерли в раннем возрасте. Даже если бы они пережили отца, р. Нахман никогда не говорил о том, что намеревается основать «династию».

После кончины Ребе его последователи не видели никого, кто мог бы занять его место. Они продолжали видеть в раби Нахмане своего Ребе, постоянно обращаясь к его учению как к источнику вдохновения и руководству.
С тех пор так и повелось у Бреславских хасидов, и этим они заработали себе прозвище «тойт хасидим» («хасиды мертвого») среди хасидских общин восточной Европы.

Каждое поколение бреславских хасидов имеет своих лидеров, хасидов выдающегося благочестия и учености, способных проникнуть в ученье р. Нахмана. Непосредственные ученики р. Нахмана сами были выдающимися цадиками и учеными и передали его учение своим ученикам, обеспечив продолжение традиции.

За раби Натаном Штайнгарцем последовали его лучшие ученики, раби Нахман из Тульчина (1813-1884 гг.) и раби Нахман из Чегирина (ум. в 1894 г.). За ними, в свою очередь, последовали их ближайшие ученики, Раби Авраам б"реб Нахман (1849-1918 гг.) и раби Авраам Штернгарц (1862-1955 гг.) и т.д.

Таким образом, Бреславская традиция передавалась из поколения в поколение.

Особенности учения раби Нахмана [↑]

«Основное правило служения Всевышнему, — говорил раби Нахман, — заключается в том, чтобы всем своим существом пребывать в сегодняшнем дне и думать именно о настоящем моменте… Всё, что есть у человека — это один день и один миг. “Завтра” — это уже совершенно иная Вселенная» (Ликутей Моаран 1:27).

Раби Нахман рассматривал радость как ключ к духовному росту и достижениям, побуждая к принятию позитивного взгляда на себя, свою жизнь, на других людей: «Величайшая заповедь — всегда быть радостным».

Служение Всевышнему, — учил раби Нахман, — должно совершаться в радости, подобно танцу(Гдолей а-Дорот). Он был сторонником того, чтобы молясь, человек вкладывал в свою молитву все свои силы, восстанавливая жизненную энергию изучением Торы и исполнением Законов.

Раби Нахман учил, что «каждый человек, живущий на свете, в состоянии достигнуть высочайшей из духовных ступеней — ведь всё зависит только от свободного выбора человека, от того, захочет ли он, исполнившись сострадания к самому себе, рассудить с полной ясностью, что именно для него является истинным добром» (Шивхей а-Ран 26).

Основой благочестия рабби Нахман считал взаимное дополнения цадика и хасидов: цадик — это душа, а хасиды — тело. Хасид «должен прилепиться к цадику», жадно прислушиваться ко всем его словам и, отбросив всякие мудрствования, отречься от всех собственных суждений и мыслить только умом цадика.

В книге Ликутей Моаран («Собрание изречений нашего наставника рабби Нахмана») собраны его изречения, записанные учениками. Эти записи были просмотрены и отредактированы самим рабби Нахманом. Некоторые фрагменты этой книги основываются на его черновых заметках, сделанных для памяти. Первая часть книги вышла при жизни рабби Нахмана, а вторая — уже после его кончины. Эта книга стала основополагающим трудом для бреславских хасидов.

По поводу книги Сипурей Маасиет (философские, кабалистические сказки) раби Натан Штернгарц писал: «Знай, что каждое слово в этой книге — Святая Святых, так как заключает в себе тайны Торы. Упаси Б-г отнестись к этим историям как к обычным сказкам!.. Эти истории обладают чудесным свойством: они способны пробудить душу от сна, чтобы человек, не дай Б-г, не проспал бы всю свою жизнь».

Многочисленные высказывания раби Нахмана приведены также в книгах, рассказывающих о его жизни и взглядах: Сихот а-Ран («Беседы рабби Нахмана»), Шивхей а-Ран («Прославление рабби Нахмана») и Хаей Моаран («Жизнь нашего наставника рабби Нахмана»).

Работы р. Нахмана изобилуют практическими советами, которые, не будучи алахическими, не обязательны для всех евреев, но которые, тем не менее, он настоятельно рекомендовал — например, итбодедут (уединенная молитва) и ежедневное чтение Шулхан Аруха.

Труды раби Нахмана изучают не только его последователи. Раби Нахман — признанный авторитет для всех евреев: как тех, кто погружен в изучение скрытых аспектов Торы, так и тех, кто только приближается к соблюдению заповедей.

Бреславские хасиды [↑]

У бреславцев нет никакой типичной одежды, не обладают они также и каким-либо специфическим каноном в молитве. Большинство из них, как и многие хасиды, следует стандартным сфарадским «нусахам», но отдельные бреславцы используют другие нусахи.

Бреславский хасидут уникален по своей сути: он 200 лет продержался без ребе, и продолжает развиваться, а не угасать. Поэтому сегодня среди различных течений бреславских хасидов можно встретить и тех, кто ведет образ жизни «хиппи», и тех, кто серьезно изучает Тору. Объединяет их всех одно: изучение трудов раби Нахмана и стремление жить по его рекомендациям.

В 1936 году была открыта первая Бреславская синагога в Иерусалиме, в районе Старого города, а община его западной части образовалась в 1948 году.

В последнее время наиболее крупные центры бреславского движения находятся в Иерусалиме, Бней-Браке и Цфате, а также в США — в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Существуют не только синагоги бреславских хасидов, но и ешивы для всех возрастов, и раввинские академии. В бреславские общины приходят евреи самого разного происхождения, в большинстве — баалей тшува.

Перед своей кончиной в возрасте 38 лет р. Нахман, взяв в свидетели двух учеников, сказал: «Когда закончатся дни мои и я покину этот мир, я буду ходатайствовать за каждого, кто придет на мою могилу, прочтет 10 псалмов и подаст милостыню. Неважно, насколько серьезны его грехи или ошибки, я сделаю все, что в моих силах, чтобы спасти и очистить его. Я пройду все мироздание. За пейсы я вытащу его из ада».

Многие евреи, и не только бреславские хасиды, следуя духовному завещанию праведника, по сей день продолжают посещать его могилу в Умани (современная Украина).

В начале 1990-х годов численность паломников, посещавших могилу раби Нахмана, составляла 12-15 тысяч человек в год. Начиная со второй половины 2000-х годов, вследствие роста популярности бреславского учения в Израиле, ежегодно 20-25 тысяч паломников посещают Умань и могилу раби Нахмана в праздник Рош а-Шана.

Нахман Меуман [↑]

У многих жителей Израиля течение Бреславских хасидов ассоциируется с фразой «На Нах Нахма Нахман Меуман (‏נ נח נחמ נחמן מאומן‏‎)», которую можно видеть на стикерах и слышать в исполнении веселых людей в больших белых вязаных кипах. Надо иметь в виду, что это только одна из групп бреславцев, известная под названием «На Нах», и возникла она относительно недавно.

На Нах Нахма Нахман Меуман — это каббалистическая формула, основанная на четырёхкратном использовании буквы «нун» еврейского алфавита, которая содержит и имя Нахман, и название города Умань, которое также может означать «верующий» (‏מאומן‏‎).

В 1982 году раби Исроэль Бер Одессер (1888-1994 гг.), один из известнейших бреславских хасидов и цадиков прошлого века, открыл, что 60 лет назад он получил послание, адресованное ему раби Нахманом, тогда как рабби покинул этот мир в 1810 году. Седьмая строка записки читается: «На Нах Нахма Нахман Меуман» — эта фраза, которую раби Одессер распевал на определённый хасидский манер, стала одной из основ его ежедневных медитативных практик. Рабби Исроэль стал обучать этому напеву своих учеников, которые образовали движение «На Нах».

Действительно, в течение своей жизни раби Нахман говорил о «Песне Искупления», которая будет найдена перед приходом Машиаха и будет в «однобуквенной, двухбуквенной, трехбуквенной и четырёхбуквенной» форме. Последователи рабби Исроэль-Бер Одессера считают что «На Нах Нахма Нахман Меуман» и есть эта песня.

Выводить материалы