Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Еврейские кладбища

Каков статус святости еврейских кладбищ и захоронений? Есть ли разница в их значении в Израиле и диаспоре?

Каков статус святости еврейских кладбищ?

Каков их статус святости еврейских кладбищ и захоронений? Есть ли разница в их значении в Израиле и диаспоре?

Можно ли ликвидировать старые кладбища? Есть ли какой-то срок давности, после которого территория кладбища может отойти под дорогу или застройку?

Оглавление

Предисловие: святость еврейских захоронений ↓

1. Запрет использования тела умершего и могил «не по назначению» ↓

2. Поведение и действия на кладбище, связанные с законами святости этого места ↓

3. Общий запрет перезахоронения и раскапывания могил ↓

Почему важно охранять кладбища от осквернения? ↓

Особый статус захоронений в Эрец-Исраэль ↓

Предисловие: святость еврейских захоронений [↑]

Один из выдающихся мудрецов прошлого поколения Рав Вайнберг приводит ряд высказываний из Талмуда, где мудрецы называют осквернение и унижение мертвого тела своеобразной формой убийства:

«Душа еврея чувствует неимоверное страдание и боль от унижения ее тела.

Один из ришоним (ранних комментаторов), Коль Бо утверждает, что достойное и уважительное обращение с телом умершего является подтверждением веры в конечное воскрешение из мертвых. И, наоборот, осквернение и унижение — выдают убеждение, что смерть является окончательной и необратимой.

Поэтому мы видим, что время от времени, когда вставал вопрос о перезахоронении останков, великие мудрецы исполнялись страха и трепета и потому досконально и скрупулезно изучали все стороны вопроса, даже когда доводы в пользу того или иного решения были очевидны».

Попробуем вкратце разобрать некоторые аспекты в отношении к еврейским захоронениям.

1. Запрет использования тела умершего и могил «не по назначению» [↑]

В Талмуде (Сангедрин 44б) сказано: как мертвое тело, так и надгробные камни и строения запрещено использовать и извлекать из них выгоду (камни и строения запрещено использовать не по назначению).

По мнению многих галахических авторитетов это относится также и к земле, которая была использована для захоронения (Рамо 364:1).

Следовательно, во многих случаях использование участка земли, на котором находилась кладбище, даже после перезахоронения, может представлять проблему.

2. Поведение и действия на кладбище, связанные с законами святости этого места [↑]

На кладбище запрещены различные формы легкомысленного поведения и некоторые виды деятельности. Эти ограничения были установлены мудрецами.

На кладбище запрещено:

— есть и пить;

— вести легкомысленные беседы;

— проходить, чтобы сократить путь;

— пасти животных;

— укрываться от дождя или солнца;

— спать и т.п.

Эти запреты подробно разбираются в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 368). (Можно обратить внимание, что многие из этих запретов подобны запретам легкомысленного поведения в синагоге).

Общая причина приведённых запретов — уважение к умершим и к святости места захоронения (см. также респонс Хатам Софер 335, Хазон Иш 209(15)).

Соответственно, даже после перезахоронения возведение на месте кладбища различных увеселительных заведений может быть проблематичным.

3. Общий запрет перезахоронения и раскапывания могил [↑]

Говоря в общем, еврейский Закон (за исключением чрезвычайных случаев) резко осуждает откапывание и перемещение трупов из их могил, даже если они будут перезахоронены в другом месте (или даже в том же месте).

Существуют два основных подхода к источнику этого запрета.

Некоторые галахические авторитеты рассматривают откапывание останков как акт осквернения и унижения умерших, подобный вскрытию и кремации (Респонс Шиват Цион 63, Швут Яаков 2:103). Другие указывают, что когда тревожат останки, души умерших исполняются ужасом и трепетом, полагая, что их снова вызывают на Б-жественный Суд (Коль Бо, приводится в Бейт Йосеф, Йорэ Дэа 363). Оба эти объяснения предполагают, что душа, которая находилась в теле при жизни, каким-то образом связана с этим телом и может испытывать страдание, когда останки тревожат.

Кроме того, приводятся и другие галахические соображения.

А) перезахоронение является своего рода кражей, ведь тело лишается своего «дома», в особенности, если место для захоронения было куплено за деньги.

Б) если тело был захоронено в непосредственной близости от могил других членов семьи, перезахоронение лишает его привилегии покоиться рядом с предками (респонс Циц Элиэзер 5:20(18).

В) Обширные раскопки легко могут привести к смешению костей и останков из разных могил, что является особой формой осквернения мертвого тела (респонс Хатам Софер, Йорэ Дэа 353).

В тех крайних случаях, когда перезахоронение разрешается, с останками необходимо обращаться достойно, с надлежащим уважением, как это предусмотрено еврейским Законом.

Необходимо следить, чтобы останки разных тел не перемешивались и были захоронены отдельно. Это должно быть сделано максимально быстро и без различных археологических и тому подобных исследований.

Кроме того, если тело было захоронено прямо в земле, как правило, вместе с телом должна быть перезахоронена и земля глубиной на 3 пальца (МишнаНазир 9:3, Оалот 16:3, респонс Сридэй Эш 2:100).

Почему важно охранять кладбища от осквернения? [↑]

Может возникнуть соблазн спросить: с учетом всех остальных проблем еврейских общин в Эрец-Исраэль и за её пределами — почему наши усилия должны быть направлены на предотвращение осквернения кладбищ? В конце концов, не должны ли нашей главной заботой оставаться потребности живых?

На это можно дать несколько ответов.

Во-первых, одна проблема не отменяет другую. Наша обязанность как евреев — выступать против зла и осквернения, в какой бы форме они не проявлялись.

Во-вторых, проблема осквернения мест захоронения близка не только религиозным евреям, поэтому при правильном подходе в этом вопросе можно легко найти понимание.

В-третьих, Швут Яаков (2:103) пишет, что оскорбление умерших вызывает Б-жественный гнев и может стать причиной многих страданий и трагедий для живых. Поэтому когда еврейский народ проходит тяжёлые испытания (и в настоящее время), представляется разумным использовать все возможности, чтобы защитить себя и свою Землю и заслужить милость Вс-вышнего.

В-четвертых, Хатам Софер (6:37) отмечает: когда евреи относятся к своим умершим неуважительно (так, как народы мира не поступают), то представителей других народов ничто не удержит от осквернения и разрушении еврейских могил. «Если евреи не заботятся о себе, то почему мы должны?».

Действительно, ведущие раввины поколения обеспокоены тем, что в связи с раскопками, которые проводятся в Эрец-Исраэль, становится все труднее вести переговоры о предоставлении режима благоприятствования еврейским кладбищам в других странах.

В-пятых, если мы хотим показать другим народам и передать нашим детям и детям наших детей понимание, насколько глубоки наши корни в Эрец-Исраэль, не существует более очевидных доказательств, чем сохранение мест погребения тысячелетней давности.

Особый статус захоронений в Эрец-Исраэль [↑]

Не секрет, что испокон веков евреи всего мера мечтали быть погребёнными в Эрец-Исраэль. В Талмуде (Ктубот 111а) сказано: «тот, кто похоронен в Эрец Исраэль, — как будто похоронен под жертвенником Храма».

И в Тосефте (Авода Зара, гл.5) сказано, что земля Эрец-Исраэль очищает и искупает душу человека даже после смерти.

Рамбам (Законы Царей 5:11) пишет, что грехи того, кто похоронен в Эрец-Исраэль, искупаются, поскольку это — как погребение под жертвенником Храма, который также искупает грехи. Этим же объясняется обычай, который приводит Рамо (Йорэ Дэа 363:1), — класть в могилу горсть земли из Эрец-Исраэль.

Безусловно, особый уровень — удостоиться погребения в Иерусалиме. Об этом говорят Рамбан в Торат а-Адам, Радваз (762), Циц Элиэзер 11:75.

Радваз (респонс 196) объясняет обычай, существовавший в его время, — перевозить тела из Египта в Иерусалим для погребения, и пишет: существует традиция, что воскрешение из мертвых начнётся с Иерусалима, там души раньше всего снова спустятся в тела, и таким образом тело человека избежит мучительного «путешествия» к Иерусалиму.

В заключение хотелось бы привести слова одного писателя, который, сравнивая скромное кладбище на Масличной горе с помпезными кладбищами в других странах, сказал, что кладбище на Масличной горе представляется ему залом ожидания. Что действительно так: здесь тела ждут, чтобы снова соединиться с душами.

Выводить материалы