Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Археология и Иудаизм

За последнее столетие было сделано множество археологических открытий во многих областях Израиля. Находки в местах, связанных с Танахом и описанных в нем, доказывают истинность Священных текстов.

Оглавление

Отношения археологии и Торы [↑]

Археология как наука, изучающая жизнь и быт прошлых поколений по вещественным находкам, часто проливает свет на те или иные исторические события. Поэтому любые археологические находки, связанные с историей еврейского народа, а особенно в Земле Израиля, представляют огромный интерес, ведь многие события и факты из истории евреев описаны в Торе и других священных книгах. Внутри археологической науки даже возникло целое направление — т.н. библейская археология, изучающая найденные археологами артефакты, памятники и свидетельства, которые имеют отношение к событиям Священного Писания.

Начиная с XIX-го века в Земле Израиля стали вестись археологические раскопки. За последнее столетие было сделано множество археологических открытий в Иерусалиме, Галилее, Самарии, Иудее, Кейсарии и многих других областях Израиля. Все находки в местах, связанных с Танахом и описанных в нем, опровергают предвзятые представления «критиков» Торы и доказывают истинность Священных текстов.

Первые исследования Земли Израиля [↑]

Первым исследователем Израиля был прославленный разносторонний ученый, выходец из семьи уважаемых французских раввинов, рав Ицхак бен Моше а-Пархи Эстори. После изгнания евреев из Франции в 1306 году, он переехал в Эрец Исраэль и в стремлении написать книгу о заповедях, связанных со Страной Израиля, начал объезжать всю страну, определяя точное положение еврейских святынь, городов и их границ, как и общие пределы Святой земли. Он суммировал результаты своих трудов в книге «Сефер Кафтор ва-Ферах». Эта книга доступна для чтения и сейчас, и, помимо алахи, содержит ценную информацию не только по топографии, но и по истории, нумизматике, ботанике, этнографии и быту евреев и окружавших их народов в Средние века.

Почти столетием позже (в 1411 г.) в Эрец-Исраэль прибыл Ицхак ал-Фара (Ибн ал-Фара) из Малаги; он описал свои впечатления в письме Шимону бен Цемаху Дурану, а в 1443 г. послал его сыну Шломо список святых могил Эрец-Исраэль.

Элия из Пезаро, поселившийся в стране в 1563 г., дает описание путей, которыми можно прибыть сюда из Италии. Свое посещение страны в 1567 г. описал Зхария ад-Дахири. Шломо (Шломил) Мейнстрил из Ресница в Моравии прибыл в 1602 г. в Цфат и подробно описал еврейскую общину и город в целом. Раби Йешаяу Горовиц — Шла аКадош — описал свое путешествие в Цфат и в Иерусалим.

Были и другие исследователи и путешественники, которые описывали то, что видели. Описывать то, что не находится на поверхности, начали только сто с небольшим лет назад.

Археологи и «критики Писания» [↑]

Археология начала оформляться как научная дисциплина в начале XIX века, главным образом, в странах Центральной Европы. Первое время она ограничивалась изучением сохранившихся памятников античного мира — Греции и Рима, имевших художественную ценность, не прибегая к помощи раскопок. Первыми евреями-учеными, выдвинувшимися в области так называемой классической археологии во второй половине XIX в., были три немецких еврея: Генрих Хейдеман, Густав Хиршфельд и Отто Хиршфельд.

Лишь в конце XIX века В. Дерпфельд впервые установил, что жилые холмы (тели) состоят из ряда залегающих одно над другим наслоений (жилых горизонтов), и начал разрабатывать научную методику ведения раскопок.

Начавшая развиваться за сто лет до появления археологии так называемая «библейская критика», утверждала, что описания ТаНаХа не соответствуют жизненным реалиям той эпохи, о которой идет речь. Это было одним из их доказательств того, что Тора, якобы, была написана позже, чем утверждается еврейской традицией.

Однако с развитием археологии и с появлением из-под земли все новых и новых артефактов, все ярче проступала истина.

Современные исследования, которые были проведены и продолжают проводиться на Земле Израиля в последние сто лет, изменили отношение и мировоззрение исследователей, и сегодня Писание рассматривается как наиболее достоверный исторический источник.

Новые открытия полностью изменили подход исследователей к Писанию, так как были найдены параллельные источники, описывающие события, о которых говорит Писание, с точки зрения египтян, ассирийцев или ханаанцев… Библейские описания более не находятся в вакууме, сегодня мы хорошо знаем политическую и социологическую картину мира и стран, в которых происходили эти события, обычаи и законы, о которых рассказывает Писание, имена людей и названия мест, которые Писание упоминает, и все они подходят только под тот исторический период, о котором идет речь.

Профессор Нельсон Глик пишет в своей книге «Восточный берег Иордана»: «Я долгое время занимался библейской археологией, и до сих пор не нашел в земной толще никакого предмета, не раскопал никакого древнего города, и не видел ни одного археологического объекта, который бы противоречил словам Писания».

Тем не менее, остается еще значительная группа ученых, которая свято верит в атеизм, и просто не хочет видеть очевидного. Когда в результате археологических раскопок бывает обнаружен очередной объект, подтверждающий написанное в Танахе, они всеми силами пытаются увидеть в еврейском предмете влияние ассирийской или египетской религии, а если это не удается, тогда этот найденный объект просто перестают обсуждать, в надежде, что он будет стерт из памяти.

Одиозный профессор Тель-Авивского университета Зеев Эрцог утверждает, что библейского периода еврейской истории вообще не было, поскольку археология его никак не подтверждает, а значит опровергает. С каждым днем ряды сторонников Эрцога редеют: ведь раскопки обнаруживают все новые и новые подтверждения истинности Торы.

Английская археология в Эрец Исраэль [↑]

Начало археологических исследований в Эрец-Исраэль относится ко второй половине XIX века. Первые раскопки, в современном смысле этого слова, произвел француз Л. Ф. де Сольси.

В 1865 г. в Англии был основан Фонд исследования Палестины, который направил в Иерусалим офицера картографического управления Ч. Уоррена, и Ч. Вильсона.

Вильсон раскопал примыкавшую к северной части Западной стены (Стены Плача) арку, известную сегодня как Арка Вильсона. Уоррен обнаружил остатки так называемой Первой городской стены и исследовал находившийся вне городских стен источник Гихон и туннель (XVIII в. до н. э.), по которому вода из Гихона поступала в водоем Шилоах.

Особое значение имели произведенные Ч.Уорреном исследования Западной стены. Там были обнаружены ряды каменной кладки времен царя Ирода. Сделанные Уорреном чертежи и зарисовки до сих пор служат ценным подсобным материалом для археологов.

«Папирус Ипувера» [↑]

Найденный в XIX веке древнеегипетский папирус «Речение Ипувера» или «Жалобы Ипувера» представляет собой непосредственное свидетельство очевидца египтянина об исходе из Египта. То, что в нём описано, очень точно соответствует библейскому описанию десяти казней египетских.

Некоторые цитаты из «Жалоб Ипувера» почти дословно повторяют текст Пятикнижия: «Река стала кровью… Бедствия по всей стране… Людям омерзительно пить, сыны человеческие жаждут воды…
Уничтожено все, что еще вчера было видно. Земля осталась пустой утомленной, как после уборки льна… И был великий плач в Египте…
Смотри! Огонь поднялся высоко-высоко, и факел его идет напротив врагов страны…»

После нахождения папируса приверженцы «критики Писания» уже не могли оспаривать происходящих накануне выхода из Египта событий, и направили свои усилия на то, чтобы дать рациональное объяснение египетским казням (что, по понятным причинам, сделать сложно).

Раскопки в Иерусалиме в XX веке [↑]

Во времена Британского мандата Департамент древностей продолжил археологические раскопки в Иерусалиме: как на Храмовой горе, так и в других районах города. В районе Яффских ворот была обнаружена каменная кладка времен Хасмонеев. В Старом городе раскопки выявили следы строительства, остатки крепостных стен и керамику. В Кидронской долине были найдены две тонкие серебряные пластинки времен Первого Храма, скрученные в маленькие свитки, а на них — выгравированные надписи: благословения коэнов.

После Шестидневной войны начались обширные систематические раскопки в местах, прежде не доступных для археологов, а также в районе еврейского квартала. Были обнаружены остатки крепостной стены времен царя Хизкияу толщиной 7 метров, а также множество других объектов, приведших к новым археологическим открытиям.

Среди прочего, например, было разгадано назначение «Арки Робинсона»: как оказалось, эта арка несла на себе верхнюю площадку монументальной лестницы, ведшей к западному входу на Храмовую площадь. Раскопки позволили получить наглядное представление о великолепии Иерусалима периода Второго храма: были открыты грандиозные ступени, ведшие к воротам Хульды в южной стене Храмовой горы, дома знати в Верхнем городе с расписными стенами, мозаичными полами, купальнями, миквами, богатой мебелью.

Самым серьезным археологическим проектом Израиля стал Ир Давид (Град Давида) в Иерусалиме. В течение относительно короткого периода времени здесь, в самой древней части города, было совершенно множество открытий, среди которых развалины предполагаемого дворца царя Давида и других административных зданий Иудейского царства.

Среди десятков печатей в виде глиняных табличек с ивритскими именами, найденными в Ир Давид, нашли печать с именем Гемарияу бен Шафан, который упоминается в Книге пророка Йермияу (36:10) в качестве писаря и царского приближенного: «И прочитал Барух по записи слова Ирмийяу в слух всему народу в доме Г-споднем, в комнате Гемарйау, сына Шафана, писца, что на верхнем дворе у входа в новые ворота дома Г-сподня». Через несколько лет обнаружили еще таблички с именами министров, которые также упоминаются в книге Йермияу.

Кумранские свитки [↑]

Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря, — так ученые назвали манускрипты, обнаруженные в середине XX века в пещерах Кумрана и в других пещерах Иудейской пустыни и в крепости Масада. Среди кумранских находок идентифицировано около 180 списков фрагментов Танаха. Среди рукописей были обнаружены фрагменты и греческой Септуагинты, и арамейских переводов. Особенно интересно нахождение таргума (перевода) книги Иов, ведь до этого нам было известно о существовании письменного таргума этой книги, который, согласно распоряжению рабана Гамлиэля I, был изъят и замурован в Храме и под названием «Сирийская книга» упоминается в дополнении к книге Иов в Септуагинте.

Жертвенник на горе Эйваль [↑]

Профессор Адам Зерталь из Хайфского университета в течение более двадцати лет исследовал Самарию, найдя там около 200 поселений XIII-XII вв. до н.э., большая часть которых ранее не была известна. Особенно ценной находкой для нас является древний жертвенник, обнаруженный на восточном склоне горы Эйваль.

Профессор Зерталь понимает: если на горе Эйваль стоял жертвенник и возле него был проведен грандиозный ритуал, то это подтверждает традицию, зафиксированную в книгах Второзакония (Дварим) и Йеошуа. Если добавить к этому соответствие животных, принесенных в жертву, заповедям Торы и отсутствие изваяний идолов (в отличие от близлежащих ханаанейских капищ), то мы получаем достоверное свидетельство о национальном и религиозном формировании колен Израиля в очень ранний период — в точности так, как написано в Торе.

Виднейшие израильские археологи, будучи по своим взглядам левыми и антирелигиозными, скептически отреагировали на возможность увязки найденного объекта с еврейским завоеванием Ханаана. Они никак не могли согласиться с тем, чтобы считать Танах историческим источником. Но в начале XXI века интерес мировой науки заставил принять результаты исследований на горе Эйваль.

Результаты раскопок в Израиле [↑]

В 1973 году были утверждены 41 крупная раскопка (часть из них — продолжение начатых ранее) и 76 срочных — «спасательных», охватившие все области Израиля, доисторического и ряда исторических периодов. Раскопки производились израильскими и зарубежными экспедициями с участием добровольцев из многих стран.

В 1993 г. было произведено 100 регулярных и 130 «охранных» раскопок, осуществляющихся для идентификации объектов, открытых в процессе строительства.

Большим событием было установление местонахождения города Гамла на юге плато Голан. Гамла сыграла ведущую роль в восстании против Рима. За 10 лет раскопок расчищены жилые дома, давильни, миква и синагога, одна из древнейших в Эрец-Исраэль.

Эпоха двух царств представлена археологическими данными, свидетельствующими о могуществе царей из династии Омри в Северном царстве: дворец и стены Самарии и Хацора, здания и сложные водопроводные сооружения царя Ахава в Хацоре и Мегиддо, художественные пластинки слоновой кости из его «дома слоновой кости».

Письменные источники того же времени (остраконы, служившие для письма) из Тель-Касиле, Шомрона, Арада и Лахиша содержат некоторые косвенные данные о политическом, религиозном и военном положении этого периода. Руины крепостей в Иудее и поселений в Негеве подтверждают сказанное у Пророков о деятельности царя Узияу и его преемников по освоению этой области.

От эпохи персидского владычества остались стены, построенные Нехемией в Иерусалиме, и монеты с надписью «Яхуд» —название Иудеи как провинции Персидской империи.

Внушительны сооружения, которые относят к эпохе царя Ирода, например, подпорные стены Храмовой горы из огромных тесаных каменных блоков, мощная крепостная стена Иерусалима и широкие улицы и площади, примыкавшие к ней; мощная стена вокруг пещеры Махпела в Хевроне, крепости Иродион и Масада, древний порт и сооружения Кесарии и т.д.

Археология в XXI веке [↑]

В XXI веке, несмотря на то, что многие археологические объекты в Израиле находятся в плачевном состоянии, по крайней мере, в Иерусалиме раскопки ведутся весьма успешно.

В последнее время в дренажном туннеле 2000-летней давности возле Стены Плача были найдены удивительные предметы, возвращающие нас в период Второго Храма. Этот туннель проходит под центральной улицей Иерусалима того времени, соединявшей бассейн Шилоах, Город Давида и подножие Храмовой Горы. Во время разрушения Храма здесь прятались от римлян жители Иерусалима.

В туннеле, кроме прочего, был найден золотой колокольчик, в конце которого есть небольшая петля. Известно, что первосвященники, служившие в Храме, надевали одежду, на краю которой были золотые колокольчики. В недельной главе Тецаве книги Шмот упоминается описание меиля (мантии, плаща) первосвященника Аарона: «и колокольчики золотые между ними кругом. Золотой колокольчик и гранат, золотой колокольчик и гранат на подоле меиля кругом». Вот такой колокольчик и потерял первосвященник два тысячелетия назад.

В 2012 году израильские археологи обнаружили остатки строений времён царя Давида примерно в 30 километрах к юго-западу от Иерусалима. Они однозначно идентифицируются как еврейские и являются самыми ранними из найденных материальных свидетельств присутствия евреев в Иудее в XI в. до н.э.

Замир Коэн пишет: «в последнем поколении несравненно возросло число и размах археологи­ческих раскопок во всех местах, где жил наш народ и великие люди Танаха. В результате было совершено много открытий, подтверждающих ошибку тех теоретиков, которые утверждали, что многие факты, приведенные в Торе, требуют пересмотра и уточнения».

Археология и история не являются препятствием на пути доказательства истинности Торы, наоборот, они дают нам дополнительные инструменты для такого доказательства.

Выводить материалы