Темы: Недельная глава, Берешит
«Это родословная книга человека…»(5;1)
Семья раби Дов-Бера из Межерича была очень высокого происхождения. Его род восходил к раби Йеуде а-Наси, составителю Мишны, а от него — к самому царю Давиду. Свиток родословия хранился в доме родителей Дов-Бера, и был самым дорогим сокровищем для семьи.
Когда Дов-Беру было восемь лет, случилась беда. Семья проснулась ночью от едкого запаха — пожар! Комнаты были охвачены пламенем, людям чудом удалось спастись. Но дом сгорел почти полностью: остались лишь обугленные стены. То, что было внутри дома, тоже поглотил огонь: металлические предметы оплавились, а все, что могло гореть, — вещи, мебель, одежда, книги — превратилось в золу.
Соседи помогали, чем могли. Собрали для погорельцев самое необходимое, помогли немного восстановить дом и даже побелили его, но мать семейства не могла успокоиться: она все время тяжко вздыхала и часто плакала.
Вернувшись из хейдера, Дов-Бер застал маму плачущей.
«Мамочка, — стал утешать мальчик, — не плачь, давай надеяться на Ашема, он восполнит все, чего нам не хватает!»
«Сынок, — ответила праведница-мать, — не о сгоревших вещах я сожалею. Всевышний, Благословен Он, давал нам жизнь и все необходимое, и даст снова. Все восполнимо, кроме одной вещи: нашего свитка родословия, которое восходит к раби Йеуде а-Наси, а от него — к самому царю Давиду! Эта вещь была мне дороже всех сокровищ мира, и вернуть ее невозможно!» — и женщина снова заплакала.
Теперь понял Дов-Бер горе своей матери, и, желая утешить ее, взволнованно воскликнул: «Не печалься, мама, мы напишем новый свиток родословия, и он будет начинаться с меня!..».
Высокое происхождение — дорогая вещь. У человека, предки которого были праведны и святы, есть крепкие корни и множество заслуг, прикрывающих его, как щитом. Но родовитость важна лишь в сочетании с благородством самого человека — того, что работает над собой, очищая свою душу от чужеродных примесей, словно драгоценный металл, и не прикрывается заслугами отцов.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его