Темы: Недельная глава, Берешит
«Это родословная книга человека…»(5;1)
Семья раби Дов-Бера из Межерича была очень высокого происхождения. Его род восходил к раби Йеуде а-Наси, составителю Мишны, а от него — к самому царю Давиду. Свиток родословия хранился в доме родителей Дов-Бера, и был самым дорогим сокровищем для семьи.
Когда Дов-Беру было восемь лет, случилась беда. Семья проснулась ночью от едкого запаха — пожар! Комнаты были охвачены пламенем, людям чудом удалось спастись. Но дом сгорел почти полностью: остались лишь обугленные стены. То, что было внутри дома, тоже поглотил огонь: металлические предметы оплавились, а все, что могло гореть, — вещи, мебель, одежда, книги — превратилось в золу.
Соседи помогали, чем могли. Собрали для погорельцев самое необходимое, помогли немного восстановить дом и даже побелили его, но мать семейства не могла успокоиться: она все время тяжко вздыхала и часто плакала.
Вернувшись из хейдера, Дов-Бер застал маму плачущей.
«Мамочка, — стал утешать мальчик, — не плачь, давай надеяться на Ашема, он восполнит все, чего нам не хватает!»
«Сынок, — ответила праведница-мать, — не о сгоревших вещах я сожалею. Всевышний, Благословен Он, давал нам жизнь и все необходимое, и даст снова. Все восполнимо, кроме одной вещи: нашего свитка родословия, которое восходит к раби Йеуде а-Наси, а от него — к самому царю Давиду! Эта вещь была мне дороже всех сокровищ мира, и вернуть ее невозможно!» — и женщина снова заплакала.
Теперь понял Дов-Бер горе своей матери, и, желая утешить ее, взволнованно воскликнул: «Не печалься, мама, мы напишем новый свиток родословия, и он будет начинаться с меня!..».
Высокое происхождение — дорогая вещь. У человека, предки которого были праведны и святы, есть крепкие корни и множество заслуг, прикрывающих его, как щитом. Но родовитость важна лишь в сочетании с благородством самого человека — того, что работает над собой, очищая свою душу от чужеродных примесей, словно драгоценный металл, и не прикрывается заслугами отцов.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.