Рош а-Шана в синагоге раби Шломо из Радомска. Толпа молящихся приготовилась внимать голосу шофара. Трубящий — уважаемый, праведный еврей, талмид хахам, который уже много лет подряд исполнял эту роль, — поднес шофар к губам. Но рог не издал ни звука. Снова попытался бааль токеа начать трубление, но тщетно. Его руки дрожали, дыхание сбивалось. После нескольких неудачных попыток рав вызвал трубить другого еврея. И тот с легкостью извлёк из шофара чистые громкие звуки. У первого бааль токеа помутилось в глазах. Рав это заметил. И после молитвы обратился к нему.
— Я припоминаю один рассказ о драгоценном алмазе исключительной красоты, чистоты и величины, который требовалось огранить. Ни один ювелир не брался за эту работу, потому что одно неверное движение могло уничтожить неповторимый камень. Правитель страны приказал самому лучшему ювелиру огранить камень. Тот ходил вокруг него целый месяц и страшился прикоснуться: он слишком хорошо понимал невероятную ценность алмаза и у него дрожали руки. В последний день назначенного срока он позвал своего помощника и велел ему огранить алмаз. И тот огранил его легко и просто, потому что не понимал стоимости камня, не понимал, какая ответственность ложится на его плечи. Так и ты не смог трубить пред Царем царей, потому что чувствовал глубину этого святого действа. А тот, кого я вызвал, — не был отягощен таким пониманием и легко оттрубил положенное…
Рош а-Шана на пороге. Понимаем ли мы глубину этого факта? Можем ли почувствовать серьезность ожидающего нас Суда?
Грядущий год подобен непрочитанной книге. Неизвестно, что скрывается за плотной обложкой: какие тайны, какие сюрпризы? Что нас ожидает — падение или взлет? Будет ли этот год полон добрых вестей и благословения или — печали? Невозможно знать…
И все же непрочитанная книга уже написана, а события будущего года еще дано изменить. Святой, Благословен Он, открывает перед нами окно возможностей. Возможность — как пролетающая перед носом купюра в пятьсот евро — нужно хватать сразу, потом будет поздно!
Постараемся же не упустить момент и приблизиться к Творцу, чтобы записал Он нас в Книгу Жизни!
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его