«… никакую закваску и никакой мед не должны вы воскуривать в огнепалимую жертву Ашему…»
Молодой Ицхак Эльханан был очень беден. Он учился в ешиве в Вильно, посвящая учебе все своё время. Юноша учился самозабвенно и самоотверженно, стараясь не отвлекаться ни на что, даже на случайные заработки. Хотя немного денег ему бы не помешало: вот, например, обувь совсем износилась, от подметок скоро останется лишь воспоминание… Как тогда идти учиться?
Набравшись смелости, Ицхак Эльханан решил обратиться к одному из состоятельных евреев с просьбой пожертвовать ему ботинки.
Тот купец был богат, и пара ботинок не стали бы для него большой тратой. Однако он отказал ешиботнику в просьбе. «Обувь стоит денег, — высокомерно сказал он. — А если тебе нечем платить, поработай у меня несколько дней и получишь пару ботинок».
Ицхаку Эльханану это предложение совсем не подходило. Пара ботинок не стоит нескольких дней учёбы. Ведь это десятки часов Торы! Разве можно ими пожертвовать? Кое-как подвязав подметки, юноша продолжил учебу.
Прошли годы. Молодой ешиботник вырос и стал большим талмид-хахамом, знатоком Торы. А еще через несколько лет рав Ицхак Эльханан Спектор возглавил раввинат города Ковно. Теперь его имя было известно во всем мире.
Когда рав Спектор закончил писать свою книгу «Нахаль Ицхак», то отправился в Вильно, чтобы сдать ее в типографию. Вильно приняла мудреца по-царски. Равы, знатоки Торы, ешиботники, дельцы и вообще все евреи буквально осаждали жилище рава Спектора, чтобы засвидетельствовать свое почтение.
Был среди них и богатый купец, тот самый, который много лет назад отказал молодому Ицхаку Эльханану в паре ботинок. Рав Спектор сразу узнал его, а купец не смог признать в знаменитом мудреце того худого подростка, у которого не было денег даже на обувь.
Со священным трепетом обратился купец к талмид-хахаму и предложил ему денежное пожертвование. Он предлагал взять на себя издание книги «Нахаль Ицхак». Богач почти умолял позволить ему полностью оплатить услуги типографии, ведь это такая честь — поддерживать изучение Торы!
Ответил ему рав: «Когда-то ты сказал мне, что за обувь платят деньгами, и это правильно. Но за Тору платят не деньгами, а тяжелым трудом. Если бы я пожертвовал своим временем для того, чтобы заработать на ботинки, этой книги сейчас бы не было. Свои время и силы я принес в жертву Торе. Многие дельцы теперь рады принести свои жертвы, чтобы удостоиться частички Святой Торы. Но не любая жертва может быть принята».
Тора ясно говорит нам, какие жертвы угодны Всевышнему. Те, в которых нет квасного и мёда, нет эгоизма и лести, а лишь чистая любовь к Святой Торе и уважение к тем, кто учит ее, в богатстве и в бедности.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский