Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Желание произвести хорошее впечатление на людей, найти благоволение в их глазах не отменяет ни одного запрета Торы

«…если вооруженными пойдете пред Господом на войну и пойдет каждый из вас вооруженным за Ярден пред Господом, доколе не прогонит Он врагов Своих от Себя и покорена будет земля пред Господом, а затем возвратитесь, то будете чисты пред Господом и пред Исраэлем…» (Бэмидбар 32:20-22).

Святой автор «Ор а-Хаим»[i] обращает наше внимание на порядок слов в тексте: сначала человек исполняет свои обязанности перед Б-гом, чтобы быть чистым пред Ним, и лишь затем ему следует быть чистым перед Израилем — перед людьми.

Желание произвести хорошее впечатление на людей, найти благоволение в их глазах не отменяет ни одного запрета Торы! Об этом сказано: «В начале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит 1:1). Это говорит о приоритетах: прежде всего нужно быть цельным пред Небесами и лишь затем — в «земных вопросах», а не наоборот.

Я руковожу почтовым отделением уже десять лет. Думаю, нетрудно представить, к чему обязывает эта должность. Это практически постоянный стресс, всегда не хватает людей и времени, а самое главное — очень тяжело успевать всё вовремя.

Однажды в середине дня пришел клиент, которому нужно было отправить 5000 долларов тестю в Мексику.

Сотрудница пыталась перевести деньги, но, видимо, произошел какой-то компьютерный сбой и деньги «застряли». Тем временем народу в отделении собиралось всё больше: люди были взбудоражены, они спешили и теряли терпение. После того, как сотрудница сделала несколько попыток перевести деньги, я ей сказал оставить пока этого клиента и заниматься остальными.

Клиент возмутился:

— Стойте, но ведь сейчас моя очередь!

Я ответил:

— Верно, но есть проблема, и мы не можем задерживать остальных.

Тогда он повысил голос:

— Нельзя так делать!

Я пытался быть вежливым:

— Господин, поймите, ваши деньги пока перевести не удается, возникла какая-то проблема, а людей уже много собралось, зачем их зря задерживать. Подождите, пожалуйста, несколько минут, и мы попробуем снова.

Через несколько минут сотрудница снова попыталась перевести его деньги, но они опять не прошли. Я пытался помочь, но и мне пришло сообщение об ошибке.

Тем временем разъяренный клиент позвонил своему мексиканскому тестю и стал ему громогласно докладывать ситуацию на иврите. Видимо, ему хотелось, чтобы его слышали все присутствующие:

—Да, я здесь, в самом гнусном почтовом отделении во всем Израиле! С самым тупым начальником! Я еще не встречал настолько непрофессионального руководителя! — орал он, а все сотрудники и клиенты слушали.

Он продолжал говорить по телефону, словно оттачивая свои навыки публичных выступлений. Он подробно описывал тестю всё, что я в данный момент делаю, насколько я медлительный и как ужасно руковожу отделением в целом.

Этот человек словно нарисовал на мне мишень для своих оскорблений и «стрелял» на глазах у всех. Он умел это делать, язык у него был весьма острый и злобный.

Я никогда в жизни не встречал такого хама, а ведь я много чего повидал. Он описывал меня родственнику как заправский стендапист. Еще делал предположения, как я, по его мнению, получил эту должность: не иначе как по протекции какого-то высокого начальства, которое не сумело меня пристроить на более приличное место.

Я так подробно об этом рассказываю, чтобы вы поняли, что я пережил в те моменты. Сказано: «Кто заставляет ближнего бледнеть (от стыда) публично, тот как будто проливает его кровь» (Бава Мециа 58 б). Именно так я себя ощущал тогда, «бледнея от стыда публично». Меня унижали перед всеми, и никто из клиентов не возмутился.

Рабочий день подходил к концу. Мне пришлось сообщить скандалисту, что деньги сегодня перевести не удастся и, если ему это так важно, пусть попробует завтра утром. Он отреагировал в своем токсичном духе:

— И не мечтай, ноги моей больше здесь не будет! Впрочем, нет: я еще приду сюда, но только в тот день, когда ты не придешь! И знай, что этот день очень близок. Я не успокоюсь, пока ты не вылетишь с работы с позором. А если получится, тебя вообще ни в одно почтовое отделение Израиля не возьмут. Ты — позор Израильской Почтовой Компании. И я позабочусь, чтобы твое начальство узнало об этом.

После этого он, наконец, ушел.

Теперь в помещении оставались только сотрудники. Воцарилась гнетущая тишина. Несколько сотрудниц даже заплакали от напряжения последних часов, а я был просто уничтожен. И не знал, как с этим справиться. Ощущал попеременно униженность — и ненависть к человеку, который так издевался надо мной, оскорблял перед сотрудниками.

И вдруг у меня возникла идея. Одна наша сотрудница уже двенадцать лет не могла забеременеть. Чего только мы ни делали, чтобы помочь ей: читали Тэилим (псалмы), принимали на себя различные духовные задачи, но ничто не действовало. И тут я говорю: — Я прощаю этого человека и прошу в награду за то, что выслушивал оскорбления, не оскорбляя в ответ[ii], чтобы такая-то (называю имя той женщины) и ее муж смогли зачать ребенка.

Удивительно: мне тут же стало легче. Мы закончили работу и разошлись по домам. В ту ночь я не спал: в сознании всё же постоянно всплывали язвительные высказывания речистого клиента.

Настало утро, я пошел на молитву, а оттуда — на почту. Мы открыли отделение, сидим, работаем. Прошло полчаса — и вдруг в помещение врывается вчерашний грубиян. Все в шоке. Что же делает «виновник торжества»? Подходит ко мне, пожимает руку, обнимает и заявляет:

— Хочу попросить прощения за то, что я наговорил вчера.

Я не понимал, что происходит, как он так изменился за несколько часов.

— Вы не поверите, — продолжал он. — Как раз в то время, когда мой тесть должен был получить деньги, в Мексике произошло землетрясение. Десятки зданий рухнули, среди них — филиал, куда он должен был прийти за деньгами. В том районе погибли сотни людей. Я злился на вас, а Всевышний задержал перевод, чтобы спасти жизнь моему тестю! Теперь мне стыдно за то, что я наговорил. Знаю, вы не простите, и исправить ничего не могу: ведь здесь было много народу и все слышали мои слова. Но я готов стоять здесь и перед всеми просить у вас прощения, пока вы не простите.

Я молчал. Не мог произнести ни слова.

— Всё нормально, он уже простил вас, — сказал один из сотрудников.

— Что?!

— Вчера, когда вы ушли, наш босс сказал, что прощает вас за все оскорбления, и помолился, чтобы в награду за эту заслугу у одной пары родился ребенок.

Бывший скандалист ошеломленно посмотрел на меня. И вдруг начал рыдать.

— Получается, я подлый человек… — сказал он и пошел к выходу.

Но у двери остановился, повернулся к нам и произнес:

— Вы преподали мне самый главный урок в моей жизни…

Затем он вышел.

Вы не поверите, но через девять с половиной месяцев после этого события у нашей сотрудницы родилась дочь. Все прекрасно понимали, за что было послано это чудо… (Меа у-Шнаим Сипурим)


[i] Раби Хаим бар-Моше Ибн-Атар (Ор а-Хаим; Ор а-Хаим а-Кадош, 5456-5503 / 1696-1743, Марокко, Италия, Эрец-Исраэль) — великий каббалист и комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения. Его книга «Ор а-Хаим» («Свет жизни») — глубочайший комментарий на Пятикнижие, содержащий множество каббалистических откровений.

[ii] По закону Торы, если кто-то оскорбляет человека, тот может ответить обидчику в том же тоне. Но есть мидат хасидут — более высокий уровень праведности (Шабат 87б): «их оскорбляют, но они не оскорбляют (в ответ)». Согласно Традиции, такой человек в момент оскорбления может попросить Всевышнего исполнить его желание, и есть большая вероятность, что эта молитва будет принята.

 

 

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Для моего супруга жена — это домработница, оказывающая интимные услуги...

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как достичь успеха в карьере, не теряя связь с семьей и с собой?

11 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Нужно ли после развода сделать «работу над ошибками»?

9 декабря, отвечает Гитель Итахов

В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Избранные комментарии на недельную главу Ваишлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Не стать рабом Эсава. Ваишлах

«Оцарот»

Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Всегда нужно провожать человека. Ваишлах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?