Темы: Насо, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И принесли (ва-йакриву) начальники (жертвы) освящения жертвенника в день помазания его, и подвели (ва-йакриву) начальники жертвоприношение свое пред жертвенник» (Бемидбар 7:10).
Гаон раби Хаим Кафуси[i] объясняет, что начальникам не было предписано приносить жертвы, но их желание сделать это было настолько сильным, что они поспешили принести их по собственной инициативе, доставив буквально к самому жертвеннику («пред жертвенник») — до того места, куда могли дойти.
Поэтому Тора повторяет «и подвели (ва-йакриву) начальники»: они приближались[ii] всё больше и больше — пока Б-г не увидел, насколько сильно их желание принести жертву, и не повелел Моше: «Возьми от них…» (там же, стих 5).
Ведь «тому, кто хочет духовно очиститься, помогают (с Небес)» (Шабат 104а), и «по пути, которым желает человек идти (хорошему либо дурному), ведёт его Б-г» (Макот 10 б).
Удивительная история, которая приводится в книге «Мишната шель Тора», показывает: ничто не может устоять перед желанием. И нам, как главному герою этой истории, может быть послана помощь с Небес. Гаон раби Йохай Эшколь[iii] на одном из своих уроков рассказал ее так, как слышал от ее участников.
Несколько аврехов[iv] занимались «спасением душ» — они ходили по семьям и пытались убедить родителей, чтобы те записали детей на учебу в ешивы. С Б-жьей помощью им удалось убедить родителей в одной традиционной семье[v] сделать это.
Отец семейства питал теплые чувства ко всему святому. Он понял, как важно, чтобы сын изучал Тору, и согласился записать его в хорошую ешиву для младших. Поговорил с сыном: тот выразил готовность учиться там.
Парень действительно стал учиться в ешиве для младших, но его способности были средние и ниже. С большим трудом ему удалось продержаться в ешиве три года.
Когда он учился уже в третьем классе, начались разговоры о записи в ешиву для старших. Парень услышал об этом, воодушевился и захотел перейти туда. Он решил поступить в известную ешиву «Ор Исраэль», и упрямо твердил, что пойдет только туда.
Учителя знали, каков реальный уровень этого ученика, и понимали: если он попытается туда поступить, обязательно получит отказ… Не исключено, что это сломает его. И кто знает, каким станет после этого его духовное состояние?
Учителя пытались объяснить ему:
— Послушай, это не так-то просто. Важно понять, что каждый поступает в ту ешиву, которая ему подходит. В «Ор Исраэль» тебе будет нелегко, там учатся самые талантливые, а уроки требуют высокого уровня знаний и концентрации.
Несмотря на все уговоры, парень стоял на своем:
— Буду учиться только там.
Когда глава ешивы понял, что объяснять бесполезно, он сказал своим сотрудникам:
— Что ж, этот парень — большой упрямец. Уговорим его хотя бы попробовать сдать экзамены еще в какую-то ешиву, дополнительно.
С учеником поговорили об этом, и он не стал возражать.
В итоге ему предстояло сдать два экзамена подряд. В три часа — в той ешиве, о которой говорили его учителя, а в полчетвертого — в «Ор Исраэль».
Экзамен в первой ешиве сразу пошел неудачно. Глава ешивы спросил:
— Ну, что вы сейчас изучаете?
Парень ответил:
— Главу о «нанимающем ремесленников» (Бава Меция 75а).
Экзаменатор продолжил:
— Вам, конечно, известна кушия (сложный вопрос), которую раби Акива Эйгер[vi] задал к такому-то месту в тексте?
Юноша, не изучивший этот раздел, растерянно пробормотал что-то невнятное.
Экзаменатор понял ситуацию, но решил продолжить, чтобы у экзаменуемого не осталось тяжелого впечатления:
— Раби Акива Эйгер спрашивает так-то и так-то…
Затем глава ешивы объяснил, в чем затруднение, и предложил два подхода других комментаторов к его разрешению. Видя, что парень не понимает, он вздохнул:
— Ладно, удачи тебе!
Понятно, что это был провал на экзамене…
Опечаленный, пошел ученик в «Ор Исраэль». Только сейчас он стал осознавать, что не так уж просто поступить в ешиву. Если в этой «средней» ешиве экзамен такой трудный, то — что его ожидает в «Ор Исраэль»?
Однако он постарался взбодриться и вновь почувствовать уверенность в себе. «Всё будет хорошо, с Б-жьей помощью», — сказал он себе.
И вот глава ешивы «Ор Исраэль» начинает экзаменовать его:
— Ну, что вы сейчас изучаете?
— Главу о «нанимающем ремесленников».
— Значит, вы точно знаете, какое затруднение вызвало у раби Акивы Эйгера такое-то место в тексте…
Парень ушам своим не поверил.
— Да, раби Акива Эйгер спрашивает вот что…
Он начал быстро пересказывать то, что полчаса назад слышал от экзаменатора в другой ешиве.
— А как разрешить это затруднение? — спросил глава «Ор Исраэль».
Ученик уверенно пересказал один из недавно услышанных ответов.
На главу ешивы это произвело очень хорошее впечатление:
— Отлично! Может, ты можешь что-то возразить на это?
— Да, — продолжил парень, — некоторые приводят такое-то возражение…
— Может, ты знаешь и другой вариант ответа? — поинтересовался экзаменатор.
Ученик был готов и к этому. Он вспомнил второй ответ, услышанный на предыдущем экзамене:
— Существует и другой подход такого-то комментатора…
Затем парень в точности передал весь ход мысли этого комментатора, как слышал за полчаса до этого. Исход экзамена был очевиден и на этот раз.
Парня приняли в ешиву «Ор Исраэль». В течение шести последующих лет он сидел и упорно учился. Прилагая массу усилий, он продвигался в Торе. Вопреки всем ожиданиям, он преодолевал сложности — и так его прежде «средние» или «ниже среднего» способности развивались.
Когда он стоял под хупой (свадебным балдахином), у всех присутствующих на глазах были слезы радости… Сегодня он занимает должность раввина в одном из городов Израиля и выносит галахические (связанные с еврейским Законом) решения.
Ничто не может устоять перед сильным желанием! Если это желание продвигаться в Торе, то мы своими глазами можем увидеть, как работает принцип: «тому, кто хочет духовно очиститься, помогают (с Небес)».
[i] Раби Хаим Кафуси (РАХАК, 5300-5391 / 1540-1631) — законоучитель и комментатор, один из великих еврейских мудрецов Египта.
[ii] Слово «лэакрив» (להקריב ,приносить жертву) образовано от корня куф-рейш-вэт (ק-ר-ב), несущего значение приближения.
[iii] Руководитель колеля «Мишнат Элияу» в Рехасим.
[iv] Сегодня так называют женатого человека, который полностью посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальных учебных заведениях для женатых мужчин — колелях. Слово «аврех» — из Пятикнижия: так возглашали перед колесницей Йосефа, чтобы оказать ему почет, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).
[v] Имеется в виду семья, уважающая еврейскую Традицию, даже если у ее членов нет больших познаний в Торе.
[vi] Раби Акива бар-Моше Гинз (раби Акива Эйгер; 5522-5598 / 1761-1837, Австрия, Германия) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Европы.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский