Темы: Берешит, Рассказы, Адам и Хава
«И Адам познал Хаву, жену свою» (Берешит 4:1). Задумывались ли вы когда-нибудь, почему Б-г не устроил так, чтобы человек рос из земли, словно трава полевая? Этот неожиданный вопрос задает автор книги «Авак Драхим». Из этого факта он делает вывод о важности милосердия и о том, как дорого оно Всевышнему.
Когда у родителей появляется ребенок, он зависит от них, а они помогают ему во всем. Воспитание детей сопряжено с великими и малыми проявлениями милосердия — во все дни на протяжении всей жизни. Так самым удивительным образом работает цепь бесконечной отдачи: родители растят детей с любовью и заботой, а дети, вырастая, помогают состарившимся родителям и растят своих детей. Милосердие «вращается» в бесконечном цикле.
Когда дети рава Шимона Хирари были маленькими, у семьи были большие расходы, но раби Шимон ни копейки не брал у других, был в этом отношении очень щепетилен. В один прекрасный день на его пороге появился состоятельный еврей, в руках он держал коробку с новыми ботинками. Посетитель хотел встретиться с равом, но рава тогда не было дома. Гость протянул коробку с обувью одному из сыновей рава Шимона и сказал, что это подарок для отца. Сын положил коробку в комнате рава, а когда тот вернулся, рассказал ему о случившемся.
Праведник открыл коробку: вместо обуви потрясенные домашние увидели доллары, наполнявшие коробку до самого верха. Рав отшатнулся, а потом решительно закрыл коробку. Он немедленно начал выяснять, кто принес подарок, и не успокоился, пока не нашел того человека и не вернул ему.
— Уважаемый рав может сохранить деньги до свадьбы детей, — уговаривал его благодетель. Однако раби Шимон дал ответ, весьма для него характерный:
— Устроить свадьбу детям — это моя заповедь, и я не продам ее ни за какие богатства мира!
Люди склонны думать, что милосердие оказывают за пределами семьи. Но это неверно! Высочайшее милосердие — как раз то, что в семье. Когда отец повторяет с маленьким сыном алфавит; когда мать встает, чтобы покормить ребенка среди ночи; когда родители помогают сыну жениться; когда дети помогают родителям и поддерживают их — это самое высокое в мире милосердие.
У милосердия и отдачи нет границ. Часто оно требует усилий, отказа от собственных интересов.
Каждый, кто был когда-либо в Индии, знает, насколько там переполнены поезда. Однажды у пассажира, ехавшего на крыше вагона, упал башмак и приземлился на насыпи. Этот человек быстро схватил второй башмак и выбросил его, пока поезд не отъехал далеко. Пассажир, сидевший рядом, с удивлением спросил его о причине такого странного поступка.
— Мне ведь в любом случае нечего делать с одним башмаком, — ответил тот. — Мне от него уже пользы не будет, а тому, кто найдет оба башмака, будет от них польза.
Хорошо бы нам всем быть такими, как тот пассажир на крыше вагона, — быть готовыми отдать то, в чем не нуждаемся, тому, кто может это использовать (Оцротэйну).
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?