Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Большинство страшных злодеяний начиналось со справедливой реакции, которая позже вышла за рамки допустимого

«Правды, правды ищи…» (Дварим 16:20; можно перевести также как «Справедливости… ищи» или «Правоты… ищи»).

Один человек пришел к гаону раби Исраэлю из Саланта, основателю движения «Мусар», и с горечью рассказал, как некто обидел его, растоптал его человеческое достоинство, унизил, смешав с грязью, причем без всякой вины.

— Теперь-то, — рычал обиженный, — он у меня узнает, увидит, какая суровая месть ему уготована. Пусть рав скажет: разве должен я молчать, сдерживаться, оставаться тряпкой, которую топчут?

А рав Салантер был одним из тех мудрецов, о которых говорят, что они видят все следствия любого поступка в момент его совершения. В самом деле, Тора не требует от нас быть бесчувственными камнями, которые никак не реагируют на оскорбление. Рав сказал своему посетителю только одно:

— Если ты прав, постарайся остаться правым.

Гость удивился, не поняв сказанного.

Рав пояснил:

— Смотри, ты говоришь, тот человек нанес тебе тяжкую обиду. Я сейчас не берусь судить о деталях, что да как. Судья должен выслушать обе стороны. Но даже если встать на твою позицию: сейчас ты прав потому, что он обидчик, а ты обиженный. Допустим, у тебя есть право на ответный шаг. Просто знай, что этот шаг должен быть рассчитанным и взвешенным с точностью до волоска.

Если твоя реакция будет слишком сильной, он может оказаться обиженным. Очевидно, что тогда он и сам в долгу не останется, и война между вами будет всё непримиримей, а в конце — кто знает, чем это обернется…

Поэтому я и сказал: если ты прав, постарайся остаться правым, а не поменяться с ним ролями.

Об этом и сказано в Торе: «Справедливости, справедливости ищи…» Даже когда суровая реакция на действия другого человека оправдана, реагировать нужно справедливо, подходящим образом и в правильной мере.

Если задумаемся, увидим, что большинство страшных злодеяний начиналось со справедливой реакции, которая позже вышла за рамки допустимого. Многое было разрушено из-за этого: человек думал, что его обидели, и отвечал всемеро сильнее. «Глаза мудреца — в голове его…» (Коэлет 2:14), т. е. мудрец предвидит последствия. Если он воздержится — даже от справедливой реакции, то останется прав (Кводам шель Исраэль).

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его