Темы: Недельная глава, Шофтим, Рассказы, Раби Исраэль Салантер
«Правды, правды ищи…» (Дварим 16:20; можно перевести также как «Справедливости… ищи» или «Правоты… ищи»).
Один человек пришел к гаону раби Исраэлю из Саланта, основателю движения «Мусар», и с горечью рассказал, как некто обидел его, растоптал его человеческое достоинство, унизил, смешав с грязью, причем без всякой вины.
— Теперь-то, — рычал обиженный, — он у меня узнает, увидит, какая суровая месть ему уготована. Пусть рав скажет: разве должен я молчать, сдерживаться, оставаться тряпкой, которую топчут?
А рав Салантер был одним из тех мудрецов, о которых говорят, что они видят все следствия любого поступка в момент его совершения. В самом деле, Тора не требует от нас быть бесчувственными камнями, которые никак не реагируют на оскорбление. Рав сказал своему посетителю только одно:
— Если ты прав, постарайся остаться правым.
Гость удивился, не поняв сказанного.
Рав пояснил:
— Смотри, ты говоришь, тот человек нанес тебе тяжкую обиду. Я сейчас не берусь судить о деталях, что да как. Судья должен выслушать обе стороны. Но даже если встать на твою позицию: сейчас ты прав потому, что он обидчик, а ты обиженный. Допустим, у тебя есть право на ответный шаг. Просто знай, что этот шаг должен быть рассчитанным и взвешенным с точностью до волоска.
Если твоя реакция будет слишком сильной, он может оказаться обиженным. Очевидно, что тогда он и сам в долгу не останется, и война между вами будет всё непримиримей, а в конце — кто знает, чем это обернется…
Поэтому я и сказал: если ты прав, постарайся остаться правым, а не поменяться с ним ролями.
Об этом и сказано в Торе: «Справедливости, справедливости ищи…» Даже когда суровая реакция на действия другого человека оправдана, реагировать нужно справедливо, подходящим образом и в правильной мере.
Если задумаемся, увидим, что большинство страшных злодеяний начиналось со справедливой реакции, которая позже вышла за рамки допустимого. Многое было разрушено из-за этого: человек думал, что его обидели, и отвечал всемеро сильнее. «Глаза мудреца — в голове его…» (Коэлет 2:14), т. е. мудрец предвидит последствия. Если он воздержится — даже от справедливой реакции, то останется прав (Кводам шель Исраэль).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его