Темы: Недельная глава, Рассказы
«И умерли люди, клеветавшие на землю» (14:37). В книге «Хут Мешулаш» приводится удивительная история, случившаяся в городе Прешбург. Она учит, какой это тяжкий грех — позорить другого человека.
Главным раввином в Прешбурге был большой знаток Торы по имени раби Моше Хариф, которого Хатам Софер упоминает и хвалит в своих респонсах. Когда раби Моше ослабел, ему уже не хватало сил по своему обыкновению учить и постанавливать Алаху. Управляющие городом спросили его, можно ли пригласить ему в помощь еврейского судью. Они собирались позвать на должность судьи первого раби Акиву Эйгера — дедушку того самого раби Акивы Эйгера, которого все знают.
Раби Моше согласился, чтобы того назначили судьей, и чтобы он помогал разбираться с вопросами, которые встают у жителей города. В одну из суббот месяца Элуль управляющие попросили позволить этому раби Акиве выступить с уроком в бейт-мидраше, но раби Моше стал возражать. Спустя некоторое время они вновь подошли с этой просьбой, но он снова им отказал.
Перед Великим Шаббатом им, наконец, удалось повлиять на него так, чтобы раби Акива выступил вместо него, поскольку у раби Моше уже не было сил на это. И раби Акиву пригласили произнести речь.
Но все-таки, несмотря на свое согласие, раби Моше Хариф был сильно подавлен этим фактом, и в результате слег в постель. Его болезнь усиливалась, и 1-го Элуля он отошел в мир иной.
Прешбург покрылся скорбью от кончины великого рава. Все надеялись, что раби Акива Эйгер займет его место, поскольку он и так уже постанавливал закон в этом городе. Главы общины даже попросили его встать во главе тех, кто произносил траурную речь по умершему раву.
Встал раби Акива и начал говорить. Внезапно он произнес: «У умершего есть против меня возражение, поэтому я вынужден замолчать».
Спустя несколько минут, он попытался продолжить, но вновь остановился и сказал: «Умерший не согласен, чтобы я продолжал эту речь. У него есть претензия из-за того, что я причинил ему стыд, когда выступал с речью вместо него».
Раби Акива не стал продолжать, и все пошли на кладбище хоронить раби Моше Харифа. Когда вернулись, раби Акива почувствовал себя нехорошо и прилег отдохнуть. Его состояние ухудшалось, и он пролежал в постели одиннадцать дней, а 11-го Элуля умер.
Когда по нему стали читать траурную речь, над ним прочли стих: «Одиннадцать дней от Хорева» (Дварим 1:2) — прошло всего-то одиннадцать дней с момента, когда их покинул главный раввин города, раби Моше Хариф, и вот уже уводят на вечный покой его заместителя, который должен был сесть в его кресло.
На его надгробии было вырезано: «Счастлив ты, раби Акива, что был пойман за слова Торы» — что отошел в иной мир за то, что произнес речь в бейт-мидраше.
Господа, кто мы такие, чтобы высказываться об этих двух гигантах духа? Мы не в силах понять, кем они были. Довольно и того, что оба они работали раввинами города. Книга «Мишнат раби Акива», написанная первым раби Акивой Эйгером, свидетельствует, что уже с юных лет он был гаоном в Торе, поэтому и удостоился такого внука. Но поскольку он вызвал смущение и стыд у пожилого раби Моше Харифа, то и сам не протянул после него более 11 дней, да и эти дни были для него отмечены болезнью.
Отсюда можно выучить, как важно не причинять другому человеку смущения и неловкости. Даже если это не является настоящим оскорблением, человек все равно страдает, поэтому нужно всячески остерегаться подобного.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский