Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое хорошее дело требует ограничения и сдерживания

«Давайте, построим себе город и башню главою в небесах» (Берешит, 11:4)

Интересные создания, эти ученые. Содружество ученых шумело, когда были открыты признаки, возможно указывающие, что есть какая-то форма живых организмов на какой-нибудь планете. Из-за чего был поднят весь этот шум?! Творец благословенный, сотворивший муху в нашем мире, возможно сотворил ее на другой далекой планете тоже, И тот, кто знает, почему сотворена та планета, знает также, почему подобает заселить ее мухами… Разве уже исчерпаны все причины чудес творения на нашей планете? Разве мы уже знаем, почему сотворены мухи здесь, в нашем мире?

Был один человек, который знал это. О царе Шломо, самом мудром из людей, сказано: «И умножилась мудрость Шломо… И стал он самым мудрым из всех людей… И рассказывал он о деревьях (об их качествах, их цели и роли в творении), начиная с ливанского кедра и кончая эзовом, растущим из стены, и рассказывал о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (Млахим, 1:5). Каждая вещь сотворена для определенной цели, с чудесной мудростью, а мы ходим по миру, как невежды и слепые, «человек невежественный не знает» (Теилим).

Гаон, раби Иерухам, благословенна память праведника, машгиах из ешивы «Мир», сказал от имени автора одной из книг по кабале прежних времен: как может человек возомнить о себе, что он понимает творение и природу, если вся мудрость исследователей не может объяснить, почему у черных уток живот белый… Малая деталь, которая практически говорит обо всем!

Единственным был царь Шломо, который знал и понимал. Он мог объяснить — божественной мудростью, которая была дана ему — почему есть десять видов кедров (Трактат Рош а-шана, 23), десятки видов обезьян, попугаев, бабочек. Каждый из них — один кусочек в огромной мозаике Творения, как каждое сухожилие и артерия в нашем теле — часть чудесного строения, не постижимого в своей великой сложности.

И царь Шломо написал в своей книге последнее предложение, подводящее итог: «Конечный смысл всего: все выслушивается, Б-га бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — весь человек». (Коэлет, 12:13). То есть, к чему тебе, сын человеческий, исследовать вещи, которые вне тебе, вглядись в то, что в тебе. Зачем взбираться на вершину Гималаев и спускаться в бездну моря, исследовать пустыни и летать в космос — себя ты уже изучил? Себя улучшил? Свой мир ты уже выстроил?!

И появляется опасение, что вынужденное занятие окружающими нас вещами, до исчезающих галактик, предназначены для отвлечения нашего сознания от нашего внутреннего мира, от построения личности и совершенствования качеств. Работа в течение жизни приносят плоды в двух мирах, и для этого мы сотворены и посланы на такой короткий период, растрачиваемый понапрасну — если человек не занимается собственным совершенствованием, возвышением в Торе и собиранием заповедей!

В нашей главе рассказывается о разложении поколения потопа, растлении, приведшего к разрушению. Ноах и его сыновья спаслись и построили новый мир. И здесь начинается глава о «поколении разделения». Люди того поколения хотели построить башню с главой в небесах, они вложили в нее все свои ресурсы, но вмешалось Высшее Проведение и смешало их языки и рассеяло их. В чем вопрос? Какое было у них намерение, что они хотели сделать?

Гаон, раби Йонатан Эйбишиц, в своей книге «Тиферет Йонатан», объясняет — двести лет назад! — что башня в действительности была запуском ракеты в космос! Люди того поколения жили с ужасной травмой, травмой потопа, который был совсем недавно, и потому они решили убежать от влияния звезд, построить жилища в космосе, поселиться на других планетах. С их знаниями, их талантами, с пророчеством, которое они получили от своих отцов, они добились удивительных технологических достижений. Но вмешалось Высшее Провидение и перепутало все их планы.

Почему? Почему не раскрыть миры, почему не завоевать космос и построить там поселения? Разве это запрещено? Нет. Но человечество не сотворено для того, чтобы завоевывать космос, человек сотворен для того, чтобы завоевать себя! Если бы люди осуществили бы свой план, то человечество бросилось бы в бегство от себя, занялось бы достижениями и эффектами, отвлекающими разум от главного, от центрального предназначения!

Рассказывают, что в свое время в аэропорту, на пути вылетающих на отдых за границу, был установлен плакат: «Сноб, в Эйлате ты уже побывал?» Плакат такого типа нужно установить в месте запуска ракет и в каждом научно-исследовательском институте: «Ученый, себя ты уже исследовал?!»… (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его