Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сегодня, 8 тевета, начинаются три грустных дня, обозначенных горестями в нашем народе. Они связаны с невзгодами Изгнания и нашими “взаимоотношениями” с окружающими народами, апогеем которых является пост 10 тевета (в этом году — в пятницу).
Написано в Мегилат Таанит, что 8-го тевета Тора была переведена на греческий язык ("Септуагинта") и тьма спустилась на весь мир, не прекращаясь три дня подряд.
9 тевета умерли Эзра и Нехемия — руководители еврейского народа при возвращении из Вавилонского изгнания.
А 10-го тевета началась осада Иерусалима Навухаднецером, завершившаяся разрушением Первого Храма и Вавилонским Изгнанием нашего народа.
Также в наши дни принято, что 10-го тевета читают Кадиш и зажигают поминальную свечу (нер нешама) по всем тем жертвам Катастрофы, дата смерти которых неизвестна. (Катастрофа европейского еврейства, унесшая жизни шести миллионов евреев, забрала в небытие целые семейства и в очень многих случаях точные ужасные обстоятельства кончины и дата смерти неизвестны).
Поэтому сегодня в этом посте я расскажу о грустном.
А также расскажу вам о целом разделе нумизматики, которого мы почти не касались в прошлых постах — токены, они же жетоны.
Токенами принято называть похожий на монету объект, который, как правило, не был предметом эмиссии (выпуска) какой-то госструктуры в качестве официальных денег, обеспеченных государственной казной. Они имеют узкое применение в ограниченной сфере, где могут обладать условной ценностью, например, для осуществления каких-то операций или получения взамен каких-то благ или товаров.
В 1942-1944 гг. на территории Лодзинского гетто нацистами были введены монеты-токены с несколькими номиналами (параллельно с бумажными банкнотами-квитанциями). За территорией гетто эти “денежные знаки” не имели никакого значения и использовались, в основном, для ограбления еврейского населения. Евреи, находившиеся в гетто, были обязаны обменять свои реальные деньги на такие “денежные знаки”, являющиеся единственной законной валютой на территории гетто (таким образом нацисты ограбили евреев на миллионы немецких марок).
Дополнительными причинами введения токенов Лодзинского гетто были:
Усложнение побегов и изоляция евреев за стенами гетто (их невозможно использовать во внешнем мире).
Поддержание экономического баланса и расчетов для потребностей жителей гетто.
Премирование и поощрение нацистами за сверхнормативный труд заключенных.
У меня имеются два таких токена, номиналом в 5 и 10 марок. Обе монеты — алюминиевые, вес 5-марочного токена — ок. 1 г, вес 10 марок — ок. 3 г:
На одной стороне монет изображен "маген-давид", слово "гетто" и год выпуска.
На второй стороне — в центре слова "Quittung über" — "Квитанция о получении..." и номинал, соответствующий полученной нацистами от еврея сумме. А вокруг — слова "Der Älteste der Juden in Litzmannstadt" — "Старейшина евреев в Лицманштадте" (немецкое название Лодзи).
Всего было выпущено около 100 тысяч 10-марочных жетонов и около 32 млн 5-марочных. Были также номиналы жетонов в 20 марок (600 шт.).
В народе эти монеты называли “румки” или “хаимки”, видимо по имени главы еврейской администрации гетто — Мордехая-Хаима Румковского. На этом фото он благословляет двух невест в Лодзинском гетто:
В 1940 г. около 200 000 евреев были заключены в Лодзинское гетто без электричества и водопровода. Эксплуатируя еврейский труд, гетто существовало более 4 лет, пока в январе 1942 года не началась депортация евреев Лодзи в центр уничтожения Хелмно, где уже до конца того же года была убита почти половина узников гетто. Уничтожение евреев Лодзинского гетто в Хелмно продолжалось с перерывами до января 1945 года. Сам Хаим Румковский был умерщвлен нацистами в Освенциме в 1944 г.
Фото из Лодзинского гетто, из архива музея “Яд ва-Шем”:
Теги не заданы