Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Я думаю, то, что это произошло сейчас, а не 30 лет тому назад, — это большая браха. Благодаря Интернету, можно виртуально вести полноценную жизнь, учить Тору, работать, общаться с людьми. Все свои уроки я перевел в онлайн, всего за 15 долларов в месяц.
У тех людей, у которых есть возможность перевести всю свою жизнь в онлайн, жизнь более или менее продолжается, работа пока есть, и, за исключением возможности молиться с миньяном, жить можно. Таких у нас очень много.
Но есть, естественно, немало людей, для которых жизнь полностью изменилась: потерян заработок, дети сидят дома и сходят с ума — и все очень неприятно.
В общине самое тяжелое — что отменены все миньяны. Сразу после Пурима, когда в ближайшем городе (Тинеке) уже обнаружился коронавирус, y нас в северном Нью-Джерси раввины встретились с главами местных больниц. Школы уже были закрыты за день до Пурима. Врачи потребовали закрыть все синагоги, отменить все уроки и хавруты и попросить всех сидеть дома. Они были уверены, что вот-вот грянет эпидемия, и это решение оказалось верным.
Изучение Торы перевели в онлайн через видеоконференции, благо почти у всех есть компьютеры и смартфоны.
Безусловно, правительство (начиная с Трампа и ниже) оказалось полностью некомпетентным. Два месяца, за которые можно было как-то подготовиться, ушли впустую. Где-то на местах (в некоторых больницах, например) подготовились лучше. Но в любом случае, на то, что правительство что-то придумает и все решит, — надеяться бессмысленно, хотя хочется думать, что я неправ. Вывод: эйн лану лисмох эла ал авину шебашамаим (нам не на кого полагаться, кроме нашего Небесного Отца). Это, в принципе, всегда так, но сейчас видно воочию.
Кто виноват в духовном смысле, и отсюда же ответ на «что делать?» — тут есть разные соображения. Рав Хаим Каневский, как известно, сказал о лашон ара (злословии). С учетом того, что в Израиле прошли три предвыборных кампании за год — может быть, лашон ара действительно зашкалил.
Мой брат обратил внимание на то, что хотели пустить транспорт в Шабат и не давать всяким хасидам диктовать, как жить и как ездить. И тут вот, хасид, министр здравоохранения Лицман, запрещает всем ездить на транспорте, в том числе и в Шабат.
Не хотели кфия датит (религиозного принуждения) — получили кфия бриютит (бриют — на иврите: «здоровье»). Опять же, это не в том смысле, что у нас все хорошо, а они (светские) виноваты, а то, что мы сами недооцениваем Шабат и важность публичного соблюдения субботы.
Здесь, в Америке, больше всех пострадала общественная молитва. Очевидно, мы (в том числе, и я) недооценивали ее важность. Я знаю, где у меня в этой области была проблема и что конкретно мне нужно будет исправить.
В общем, каждый должен посмотреть и понять, на что это ему намекает, и что он должен изменить.
Есть и обнадеживающие сигналы:
1) Две недели подряд в чтении Торы встречаем слова «И не будет среди них мора». Совпадение? Нет: утешение. И действительно, по сравнению с тем ужасом, который происходит в Италии и в Нью-Йорке, в Израиле пока, слава Б-гу, все не так страшно.
2) Удар пришелся на месяц адар, а то, что происходит в адаре, хорошо. И я думаю, что мы еще увидим, как вся эта ситуация обернется к добру.
3) Дети от этого почти не страдают: действительно, если это легкий «шлепок с Небес», то детей не за что.
Все что делается — к лучшему. Это не вирус, не китайцы, не попустительство Трампа или кого-то еще. Это Б-г делает то, что показывает нам Его власть над миром. И это еще один шаг к приходу Машиаха. А нам остается как обычно: тшува, тфила, Тора и маасим товим (раскаяние, молитва, Тора и добрые дела).
Автор — р. Арье Гринберг
Теги не заданы