Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Вышла в свет новая книга, подготовленная и изданная «Фондом наследия рава Ицхака Зильбера» — «Слово об Избавлении» раби Моше-Хаима бар-Яаков-Хай Луцатто (Рамхаля).
Из-за пандемии типография закрылась в конце прошлой недели, и мы не успели напечатать книгу. Но так как она может быть очень полезной многим, с разрешения переводчика — рава Лейба Саврасова — мы предоставляем нашим читателям возможность бесплатно скачать эту книгу.
Ссылка для бесплатного скачивания
Сегодня, 28 адара по еврейскому календарю, годовщина смерти (йорцайт) Шломо бен-Элазара, которому посвящается издание этой книги.
Об обложке книги. Фотография сделана с Масличной горы, видна часть кладбища и Храмовая гора, там, где вскорости, дай Б-г, в наши дни будет выситься Третий Иерусалимский Храм. Примерно в том месте, где была сделана фотография, сжигали красную корову, поэтому восточная стена Храмовой горы (сегодня осталась только западная стена — Стена Плача) была ниже трех других стен: чтобы с места сожжения был виден Храм и врата в Святую Святых. Да будет угодно пред Тобой, Вс-вышний, чтобы была восстановлена Храмовая служба вскоре, в наши дни! Омейн!
Рамхаль (аббревиатура имени раби Моше-Хаим Луцатmо) в своих книгах неоднократно цитирует барайту из трактата Санхедрин (97а): «Учили в академии Элияу: мир просуществует шесть тысяч лет — две тысячи [лет] хаоса (תוהו, “тоу”), две тысячи [лет] Торы и две тысячи [лет] дней Машиаха, но из-за наших многочисленных грехов вышло из них то, что вышло».
«Две тысячи лет дней Машиаха» — вот уже почти две тысячи лет прошло после разрушения Храма в Иерусалиме, и, наверное, неслучайно во всем мире принято называть это время (с небольшими расхождениями в датах) «новой эрой». Бо́льшая часть того, что считают историей цивилизации, укладывается в это время. И, если вдуматься, главным «двигателем» этой истории — как «взлетов», так и «падений» — была надежда на лучший мир, вера, что когда-нибудь, а может быть, и скоро, наступит «Золотой век» — век всеобщей любви, равенства и братства. Эта «вера» облачалась в разные религии, в их ответвления и даже была обоснована «научно». С этой верой вершилось немало добрых дел, но творились и ужасные преступления.
И, конечно же, именно ожидание прихода Машиаха давало силы народу Израиля в рассеянии хранить верность Торе и Всевышнему. С другой стороны, были и ошибочные — преждевременные и «скороспелые» — ожидания, которые только добавляли хаоса и страданий в изгнании. В свете сказанного видится очень важным представить читателю то, что говорит об этом Рамхаль — не только великий мудрец Каббалы, но и «переводчик» языка ее притч на язык, понятный обычному человеку.
Даже в изложении Рамхаля эта тема не проста, Рамхаль использует терминологию и аллегории Каббалы, объясняя это невозможностью обойтись без них совсем. Мы постарались, насколько это в наших силах, добавить к этому пояснения. Но невозможно объяснить в одной книге «всё», даже если это «всё» ограничено весьма скромными возможностями человеческого постижения. Поэтому, чтобы легче было понять «Слово об Избавлении», стоит обратиться к изданной ранее книге «Обобщения Рамхаля», где собраны краткие пояснения основных понятий Каббалы, предложенные Рамхалем. В любом случае, тот, кто возьмет на себя труд изучить «Слово об Избавлении», будет вознагражден, и пусть Всевышний будет ему в помощь!
Из предисловия переводчика, рава Лейба Саврасова