Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Наши источники утверждают, что накануне свадьбы молодоженам прощаются все их прошлые грехи, как бы предоставляя им возможность начать все сначала. Быть может, кому-то это покажется дополнительным стимулом вступить в законный, еврейский брак. Другие усмехнутся, что только после свадьбы человек начинает по-настоящему грешить, ежедневно подрываясь на заповедях «возлюби своего ближнего, как самого себя», «не обижайте друг друга» и иже с ними. Как говорится, свадебные кольца на автомобиле молодоженов означают: «Внимание! Начальный счет 0:0».
Однако эта возможность «начать все с чистого листа» почти не имеет себе аналогов. Пожалуй, кроме одного – тшувы. Сама возможность тшувы, раскаянья по-еврейски – явление уникальное. Проступок-то уже совершен! И, к сожалению, чаще всего не один! И как круги на воде, у него есть свои результаты и следствия. Еще как-то можно понять и принять положение о том, что наше прошлое «временно замораживают», чтобы оно не бросало свою тень на будущее, но так чтобы оно перечеркнулось совсем? Или еще невероятней – чтобы все грехи превратились в заслуги? Где же тут логика? Где же тут логика?
Но в том-то и дело, что сама по себе тшува – выше всякой логики. Но только там, где речь идет о тшуве из любви! Только такая тшува прорывает барьер «замораживания прошлых проступков» и перечеркивает их, превращая в заслуги. Потому что тшува из любви – это не просто попытка добавить набор определенных правил (кошерное питание, костюм со шляпой и т.д.) к своему устоявшемуся образу жизни, а попытка перечеркнуть все то, что было до этого, начав совершенно новую для себя жизнь. Перечеркнуть? Да, взять и пересмотреть весь свой прошлый багаж, отобрать из него то, что в дальнейший пути вместо того, чтоб тянуть меня вниз, будет помогать мне на моем новом пути служения Творцу, и решительно отказаться от всего остального. Так – путем направления в нужное русло всего неправильного, но разрешенного, и однозначного отказа от всего неправильного и неразрешенного – мы превращаем все «неправильное» в «правильное», «минусы» в «плюсы», «грехи» в «заслуги».
Семейная жизнь тоже в чем-то подобна процессу тшувы. Конечно, можно выбрать путь аналогичный тшуве из страха или из других меркантильных побуждений. Человек, вступающий в такой брак, сознательно добавляет набор конкретных, новых правил, неких общепринятых устоев совместной жизни, к тому «джентльменскому набору», который он носил с собой и в себе с момента рождения и до того момента, как встал под хупу. И можно всю жизнь прожить так рядом. Зачем? Ну, для евреев это даже не вопрос. «Не хорошо человеку быть одному» плюс прямая заповедь «плодитесь и размножайтесь». Но это – лишь программа-минимум.
А как же выполнить свою программу по максимуму? «Поэтому оставит муж своего отца и свою мать, и прикрепится к своей жене, и станут они единой плотью». Стать единым целым – вот он идеал. Что характерно: это идеал должен быть вполне досягаемым, иначе бы Тора не писала о нем прямым текстом. Но Тора показывает нам не только конечную цель, но и описывает путь к ней: «оставит мужсвоего отца и свою мать и прикрепится к своей жене». При этом обратите внимание, что заповедь почитания родителей остается у сына в силе и после его женитьбы! Противоречие? Отнюдь! Точно так же, как тшува из любви подразумевает пересмотр всей прошлой жизни, так и брачный союз в идеале подразумевает пересмотр всех старых реалий, привычек, того багажа, который мы несем из отчего дома, с целью прикрепиться к своей половине и стать единым целым, чтобы всю жизнь прожить не рядом, а вместе. А иначе алтарь нашего самолюбия рискует стать местом гибели нашей любви. И не об этом ли – знаменитый плач жертвенника при разводе суженых?
И все-таки тшува, пересмотр прошлого, наверное, самый значительный шаг в жизни, но как же все-таки строить свою жизнь в настоящем и будущем?
Продолжение следует
Теги: семья