Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Ворт по недельной главе "Мецора"
Талмуд в трактате Недарим (64 б) учит из стихов Танаха, что есть 4 различных типа людей, которые подобны мертвецу: бедный, мецора (прокаженный), слепой и тот, у кого нет детей.
Уподобление бедного мёртвому мудрецы учат из слов Творца Моше (Шмот 4, 19): «Иди, вернись в Египет, поскольку умерли все те люди, которые желали убить тебя». Талмуд доказывает, что эти люди в действительности не умерли, они только обеднели. Из того, что Творец называет их мёртвыми, мы видим, что бедный подобен мёртвому. То, что прокаженный приравнивается к мёртвому, Талмуд учит из обращения Аарона к Моше с просьбой помолиться за Мирьям, наказанную проказой (Бамидбар 12, 12): «Да не будет она как мертвец…, половина тела которого истлела». Уподобление слепого мёртвому Талмуд учит из стиха в книге Эйха (3, 6): «Водворил меня во мрак, как давно умерших». А подобие того, у кого нет детей, мертвому учится из просьбы Рахель к Якову (Берешит 30, 1): «Дай мне детей, а не то, умру я».
Не так давно я получил следующий вопрос: «Бедный подобен мертвому. Столько мудрецов бедных и к ним применимо это понятие? Я тоже очень бедный и ничего не добился (и, по-моему, еще глуповат) в этой жизни пока еще. Я тоже мертвый, пока не стану богатым? Вы можете сказать, что понятие мертвый не значит плохой?».
Ответ на этот вопрос:
Мудрецы не имеют в виду, что все эти люди полностью подобны мёртвому. Мудрецы только имеют в виду, что каждый из них подобен мертвому в определённом аспекте. Прокаженный подобен мёртвому тем, что его тело разлагается. Бедный подобен мёртвому тем, что он не может серьёзно повлиять на различные события. У слепого нет сильной сенсорной связи с материальным миром (поскольку такая связь осуществляется, прежде всего, посредством глаз). А тот, у кого нет детей, подобен мёртвому тем, что у него нет продолжения. Выходит, уподобление бедного мертвому вовсе не считается проклятием.
Если мы задумаемся, увидим, что прокаженный подобен мёртвому, кроме разлагающегося тела, ещё и тем, что он метамэ (делает ритуально нечистым) все вещи, которые находятся в том же доме вместе с ним, подобно мертвому. Это подобие уже упоминают мудрецы в мидраше Сфирей (Беаалотха 105).
Такое подобие прокаженного мёртвому не случайно. Мудрецы Талмуда (трактат Эрхин 16, а) говорят, что проказа настигает человека в качестве наказания за один из семи суровых грехов. Эти грехи отдаляют еврея от Творца, который является «Источником вод жизни» (Ермиягу 2, 13), и, тем самым, приближается к смерти. Сказали мудрецы (трактат Брахот 18 б), что грешники даже при их жизни считаются мёртвыми. Подробнее об истинном понятии «жизнь» читайте Какой истинный смысл слова «жизнь»?.
Духовное отдаление прокажённого от истинной жизни объясняет, почему по законам Торы прокажённый обязан отдалиться от людского общения, как сказано (Ваикра 13, 46): «одиноким будет сидеть». Этот закон представляет такому человеку возможность задуматься о своем жизненном пути и понять его ошибочность, что возможно сделать только отдалившись от людского общения, от людской суеты, оставаясь с собой один на один.
Это обучает каждого из нас, насколько важно выделять определённое время каждый день для уединения самим с собой, в которое человек отдалится от людского общения, отключит всевозможные телефоны, интернет и т.п. и задумается о своих делах, о своей жизненной дороге. И без этого нет никакой возможности безошибочно пройти по дороге жизни, как пишет об этом Рамхаль в его знаменитой книге "Месилат Йешарим".
Теги: Недельная глава, Мецора, Прокаженный, Ворт, Диврей Тора