Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Погруженный в размышления, Раба бар Авуа шел по дороге, когда увидел пророка Элияу, стоявшего на кладбище идолопоклонников. Об этой исторической встрече я уже писал, там, в статье, были подняты вопросы, главный из которых: как можно спрашивать Небеса, каким является еврейский закон, если, согласно Торе, все законы принимаются нашими мудрецами здесь, внизу, на земле?
Вчера был устроен сиюм, праздничная трапеза с обязательным чтением особого кадиша, который произносят исключительно по случаю завершения изучения трактата Талмуда. Был закончен трактат Бава-Мециа. Произнеслись соответственные речи, пожелания, благословения.
И все же, зачем Рабе бар Авуа повстречался пророк? Элияу появляется в обличии ангела, то есть оставаясь невидимым, только когда надо спасти какого-то еврея или защитить. Или в обличии человека – когда надо дать совет. Какой совет он дал мудрецу Рабе бар Авуа?
Никакого совета не дал. Сам мудрец обратился к нему с тремя вопросами, получил три ответа и пошел дальше. И мы уже поговорили на тему, почему его ответы были приняты: пророк возник как живой человек, а живой человек может быть участником обсуждения того или иного закона Торы.
Другими словами, пророк Элияу знал, что Раба бар Авуа срочно нуждается в помощи по поводу того места в законах, который им в те дни изучался вместе с друзьями-амораями. Своей учебой мудрец его вызвал, и пророк не мог не прийти.
Агада – не частый гость на листах Бава-Мециа. Шло жаркое обсуждение одной из тем, в финале надо было привести окончательное постановление закона. Но его не было. Поэтому редакторы вставили блок на ту же тему, но из агады. Пророка спросили, каков закон, – он ответил. Редакторы Талмуда сочли это достаточной причиной именно для такой компоновки текста. А у нас остался вопрос: свое ли решение привел пророк Элияу? Не подслушал ли он его в Высшей ешиве, где после смерти сидят наши мудрецы и учат Тору?
Кстати, что за Высшая ешива? Об этом мы тоже писали, там разговор шел о мудреце по имени раби Хия. В Высшей ешиве, оказывается, идут жаркие споры-диспуты. Великие мыслители обсуждают законы, выносят решения, принимают постановления… Стоп! Как так принимают постановления? Ведь известно, что "не на Небесах она". Никакой Торы, кроме как у нас, на земле, больше нет. Не у ангелов она, ее там не осталось, вручил ее Всевышний еврейскому народу, передал с рук на руки пророку Моше.
Так что – какая там, на Небесах, ешива? Откуда и зачем?
Сказано, что после смерти наши мудрецы наслаждаются учебой в Небесных чертогах. Чьей учебой, если учебы без хидушим, открытия нового и ранее неизвестного, не бывает? Мы учимся – и каждый из нас открывает новое в Торе. Для мудрецов новое – это псак, постановление, которого раньше не было. Но какой может быть псак, если все постановления после смерти Моше принимаются на земле?
Ответ: мудрецы наслаждаются от учебы Торы, но не от своей учебы, а от нашей. От того, что, как и когда учат в Торе еврейские дети, юноши, женатые мужчины и убеленные сединой старцы.
Судя по тексту Талмуда, там же в Бава-Мециа, на листе פ"ה (85, пэй-эй, "рот", легко запомнить, это лист, который говорит нам важное), мудрецы сидят рядом друг с другом, но не парами, как это происходит в наших ешивах и колелях, а просто в ряд, посмотрите сами в тексте. Прямой намек, что там не идет учеба, а идет чистое наслаждение от учебы. Подробности нам неинтересны, потому что главное в это время происходит у нас – в том, как учимся мы.
Пока есть изучающие Тору евреи, самые великие мудрецы прошлого получают наслаждение от нашей Торы. Вот и скажите мне, как можно прерваться хотя бы на минуту от такой учебы? То есть прерваться можно, но только по разумной причине, а не от лени, не от желания рассеяться, поговорить с другом. Ты отвлекся – а раби Хия тебя ждет. Он снова оживет там, в Небесной ешиве, как только ты вернешься к странице Талмуда или Хумаша. Скорей возвращайся!
Об этом и был наш сиюм, особый праздник по случаю завершения трактата. И тут же начат новый трактат, на этот раз Бава-Кама.
Здравствуй, Бава-Кама! Мы начинаем тебя учить вместе с великими раби Хией и Рабой бар Авуа. Поприветствуй нас!