Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Долги наши земные, пророк Элияу и Четвертый том перевода Талмуда

Отложить Отложено

Буквально пять минут назад отослал редактору новый файл с переводом Гемары трактата Бава-Мециа на первую страницу листа 114.

Там такие слова:

אַשְׁכְּחֵיהּ רַבָּה בַּר אֲבוּהַּ לְאֵלִיָּהוּ Повстречал Раба бар Авуа пророка Элияу, דְּקָאֵי בְּבֵית הַקְּבָרוֹת שֶׁל עוֹבְדֵי כּוֹכָבִים стоящего на кладбище идолопоклонников. אָמַר לֵיהּ Сказал ему (спросил): מַהוּ שֶׁיְּסַדְּרוּ בְּבַעַל חוֹב оставляют ли необходимое должнику? Или забирают у него все?

Это почти внизу листа, а сверху идет обсуждение закона, по которому, если должник не расплатился вовремя с кредитором, и последний обратился с жалобой в еврейский суд, то суд может спокойно взыскать с должника долг насилу. Но не совсем насилу! Потому что в стихах Торы написано, что в некоторых случаях у тех, кто задолжал Храму, забирают не все, а оставляют ему самое нужное: ну там кровать, мясорубку и прочее, необходимое для жизни. Так вот вопрос: это делают только с теми, кто задолжал Храму, или вообще – даже в случае с долгом простому человеку, у которого еврей по имени Плони попросил денег, тот дал, а теперь сей Плони не может с ним расплатиться?

В принципе, закон о том, что надо оставлять должнику самое необходимое, спокойно выводится из других законов Торы. Об этом Раба бар Авуа и спросил пророка: разрешается ли такой вывод сделать? Многие ученые заявили, что да, другие не согласились. Что скажет пророк?

Забегая вперед скажу, что обычных должников разорять нельзя. Им оставляют все, что необходимо для жизни: квартиру, машину, еду, запасы, инструментарий, посуду, кошку и собаку. Не то что в других народах, где у должника забирают все, вплоть до квартиры – иди и живи где хочешь. Таких живодерских законов в Торе не сыщешь. По Торе, нельзя грабить никого, даже должников (а также бомбить города, убивать военнопленных и обманывать свое население, загоняя его на войну силой, что, по еврейским законам, считается геноцидом собственного народа.)

Итак, пророка спросили. И пророк ответил, как мы и ожидали, правильно!

Но у нас возникает другой вопрос – уже к самой Гемаре (т.е. к Талмуду). Известно, что "Тора не на Небесах" (Дварим 30:12). Мы буквально вчера, в субботу, читали эти стихи в синагоге при большом стечении народа. Стих говорит, что решения по выводу законов Торы могут принимать только люди, но указания с Небес на тему закона ни в каком виде не принимаются. А если так, то как можно задавать ученые вопросы пророку Элияу, жившему во времена Храма? Разве в этом нет прямого обращения к Небесам?

Вопрос простой. Ответ приведу чуть ниже. А пока задам еще один вопрос. Смотрите, почему-то сказано, что Элияу стоял на кладбище. Если вспомнить, что он был коэном, т.е. той породы еврейских людей, которым именно на кладбище появляться строжайше запрещено, то что это такое?! Как он там оказался? Разве это не наказуемо? (Знаком лично с несколькими коэнами "из наших", которые ничего не соблюдают, но на кладбище их не затащишь. Потому что Тора запрещает!) Вот на этот вопрос, пожалуйста, сами ответьте, без моей помощи. Кстати, можно подсматривать в Талмуд. Там на следующей странице есть подсказка. А я перехожу к тому, ради чего затеял эту как бы статью.

Вышел четвертый том нашего перевода трактата Бава-Мециа! Вместо поздравлений принимаются обещания его учить. Имеются в виду: вы или ваши мужья, сыновья, а также отцы с дедушками. Всем будет засчитано!

А теперь ответ на вопрос о пророке. Пророк Элияу не умер, об этом все знают, даже дети. Он был взят живым на Небеса (См. Млахим 2, 2:11). В силу этого он может проявляться на земле в любом из двух обличий: как невидимый ангел (в таком обличии он присутствует на брите, обрезании) или как человек. Когда пророк Элияу предстает перед людьми как человек, то его мнение по поводу закона может быть принято, как мнение любого другого мудреца.

כתיבה והתימה טובה

Теги: Талмуд, Мусар, Этика