Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В прошлый раз мы рассматривали ситуацию, когда стол, записанный за нашей семьей в столовой пансионата, заняла другая семья: что делать? Поскольку комментариев было воодушевляюще не очень много, повторим эксперимент – продолжим тему. Теперь о том, как заняли место, принадлежащее нашему другу. Причем заняли прямо на наших глазах. Как поступим?
Завязка психологического триллера такова. Допустим, вы – мужчина и привыкли молиться не дома, а в синагоге, такое бывает сплошь и рядом. У вас есть свое постоянное место в синагоге. Перед Рош-Ашана места продавали всем членам общины, вот вы и купили. Гостям общины тоже есть где сесть, но не все гости об этом знают. Итак, вы приходите и видите, как на месте вашего верного друга Эфраима стоит человек и уже приступил к утренним благословениям. Эфраим, как всегда, придет чуть позже – и рискует остаться вообще без места: гостей сегодня на молитве что-то подозрительно много. Если сказать тому, кто собрался сесть на эфраимовой лавке, он еще может перейти и занять свободное место. Но что будет, когда все будет занято? Эфраим прибежит в последнюю минуту, когда вся синагога будет полна, и немного резче, чем надо, есть за ним такое свойство, даст понять товарищу, что тому надо перейти отсюда куда-то еще. Вы можете всех от такой ситуации спасти: подойдете и очень–очень вежливо объясните гостю, чтобы перебирался. Но неудобно-то как! Это же некрасиво! Он обидится! Хотя если в мягкой манере – он поймет. А если не поймет? Что делать? Что делать?!
В двух словах – задача не самая сложная. Все зависит от характера владельца занятого места. Если наш Эфраим действительно трепетно относится к тому, что считает своим (не скряга, но капдан), то надо сжалиться над гостем и помочь ему избежать не самой приятной сцены.
Теоретически лучше всего вообще упредить его покушение на места Эфраима. Видим, как некий человек подходит к опасной зоне, бросаемся наперерез и красиво здороваемся, после чего любезно показываем, где можно прекрасно устроиться с сидуром и книгой Торы – вот у этой стены, пожалуйста.
Вопрос известен в иудаизме как тема участия в благополучии твоего ближнего, когда ближний даже не знает, что ты стоишь на охране его прав. Самый простой пример: один человек в автобусе спрашивает другого, где ему лучше сойти, чтобы добраться до такого-то адреса, а тот не знает. Способны ли вы без спроса вклиниться в их беседу и сказать ему где сойти? Понятно, что в Израиле большинство так и поступает. Ну а если дело происходит в Цюрихе? И тоже с евреями? Там тоже с наскоку дадите совет? С одной стороны – хэсэд, участливое отношение к людям, с другой – явная невоспитанность (по цюрихским меркам). Обратим внимание, что в каждом месте требуется поступать так, как там принято (в рамках требований Торы). Это и называется дэрех-эрец, правильное поведение.
Не будем забывать и о том, что гость должен принять во внимание, что он – гость. То есть может занять чужое место. И поэтому ему лучше заранее спросить людей, где тут можно присесть.
Так что тут два правила: (1) нельзя обижать человека даже мелким замечанием по поводу занятого им места, (2) надо помочь нашему другу Эфраиму не угодить в некрасивый обмен репликами с незнакомым человеком.
Тора предписывает промолчать. Хотя бывают исключения.
Об этом написано в недельном разделе Ваецэ (См. Берешит 30). Рахель переживала, что у нее нет детей (на фоне активно рожающей Леи). И она сказала Яакову: "Дай мне сыновей, а если нет – я умираю". На это, вместо того, чтобы успокоить ее и поддержать, Яаков вдруг говорит ей резко, даже гневно, что вина не его, а ее. (Раши: "У меня есть сыновья, тебе не дано, а не мне".)
Представим только на минуту: у одного человек ребенок крайне опасно болен, он идет к праведнику и просит у него благословения, а тот отвечает: "Твой ребенок болеет, не мой, отстань от меня".
Разве мог так поступить наш праотец Яаков?
Яаков знал, что Рахель обладает особым качеством – у нее необычайно сильная молитва и этой молитвой она может спасти любого, даже целый народ, что потом и произошло. Но он не мог сказать ей об этом, она должна была сама найти и взрастить в себе это качество. Пока же она не молилась для спасения своей ситуации, полностью полагаясь на мужа. И Яаков испугался, что она не исполнит своей роли в еврейском народе – не спасет своей молитвой рассеянное врагами еврейство. Ее надо было подвигнуть на осознание своего дара. Поэтому Яаков сказал ей, чтобы на него не полагалась: "Разве я вместо Всевышнего?" Это означает: "Разве я тот, кому ты должна молиться?"
Рахели ничего не оставалось, как самой обратиться к Небесам. И она увидела, каким даром обладает. Так и стало: молитва Рахели оказалась сильнее молитвы всех остальных наших праотцев и праматерей. Именно она нас и спасла! (См. Мидраш Эйха 24.)
Но что интересно, за то, что Яаков так сурово поступил с женой, хотя и был прав, пришло к нему наказание. Сказал ему Творец мира: "Будет тебе в будущем неприятность и душевная боль, когда твои сыновья (от Леи и служанок) встанут перед ее сыном (перед Йосефом)".
Что мы учим отсюда? Что человек должен опасаться задеть другого человека (обидеть его или, скажем, ввести в глубокое и не совсем приятное недоумение), даже когда он, первый человек, абсолютно прав.
Эфраим придет и найдет себе место. (Если уж мы с вами упустили момент, когда можно было до молитвы спасти ситуацию.)
Мораль статьи. Даже если ты знаешь, что надо сказать нечто неприятное другому человеку, и даже если ты абсолютно, стопроцентно, стопудово прав – можешь сказать. Но знай, что хоть как-то, а будешь наказан.
Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика