Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Судиться будем?

Отложить Отложено

Вы сдали свой субботний костюм в чистку. Пришли его забирать. Смотрите, а на нем полно странных пятен и подкладка надорвана. В чем дело? Приемщик, он же хозяин заведения, пожимает плечами: "Так было, пятна вековые, костюм давно пора выбросить, а не чистить его из года в год". Вы замираете от такой наглости. Ни разу ваши уши не слышали, чтобы в Израиле кто-нибудь вот так резко разговаривал с клиентами. А он нагло смотрит на вас, и видно, что уступать не собирается.

Предпринимаете робкую попытку отстоять свои права. "Но это же ущерб, – говорите вы, – который вы обязаны оплатить". – Хозяин заведения усугубляет ситуацию: "Могу вам помочь от него избавиться, расходы по утилизации тряпки беру на себя, кидайте вот в этот бак для отходов". – На этом вы уходите, пообещав ему обратиться в раввинский суд, поскольку владелец чистки тоже вроде религиозный человек.

(Впервые за историю своего блога пишу не о том, как нельзя себя плохо вести с другими евреями, а о том, что делать, когда с нами ведут себя плохо другие евреи. Не моя тема, но когда-то надо и ее затронуть, нет?)

Приходите домой. Советуетесь с женой. Странно, конечно, почему этот странный человек ничего не сказал о костюме, когда его принимал? Да и откуда такая наглость? Так он может растерять всех клиентов, – наверное, случай с моим костюмом у него не первый. Но не растерял же! Значит, какая-то правда за ним стоит. Иначе откуда такая уверенность и даже, извините, наглость? Назвать мой костюм тряпкой, какой ужас!

Но ох как не хочется тратить нервы и время на выяснение отношений, на суд и прочие явно не самые приятные дела. Вот только суда нашей семье не хватало, все остальное уже есть!

Так или иначе, возникают три темы.

I. Надо ли уступить и не связываться, т.е. ни в какой суд не обращаться?

II. Надо ли применить свое самое сильное свойство – умение судить о человеке хорошо, лядун лекаф зхут? Здесь это правило вообще применимо?

III. И еще, давайте подумаем, за что с нами приключилась эта неприятная история? Такой прием называется "посмотреть на себя", сделать пересмотр своих дел, хешбон-нэфеш.

Рассматриваем темы по мере их поступления.

I. В Гемаре сказано (Мгила 14‑2): "Утка идет низко, а глаза смотрят далеко". Это народная поговорка, вернее была народной семнадцать веков назад, теперь она только в Талмуде. Означает: хотя утка, очень приземистая птица, идет по земле, выискивая себе корм, но видит она в то же время очень далеко: нет ли где врагов? Просто такой образ, понятный и бесхитростный: чем бы ты рутинным ни занимался – смотри, что будет впоследствии, не пренебрегая собственной выгодой.

История всем известна. Давид со своим отрядом помогал жителям Кармеля, охраняя их от грабителей, за что эти жители кормили людей Давида. Но был среди жителей один очень богатый и очень злой и нехороший человек по имени Наваль, он не захотел помогать защитникам края, нагрубил им и прогнал их, когда они к нему пришли. И решил Давид его наказать. Но вышла к нему навстречу жена Наваля по имени Авигайл (я уже писал о ней в этом блоге), и принесла еды людям Давида, и сказала проникновенную речь, которая приведена в Танахе (Шмуэль 1, гл. 25). Главный тезис такой: не надо связываться с Навалем, ведь тебе, Давид, предстоит стать царем, зачем тебе кровь на руках? Но пусть тебя благословит Всевышний, а когда воцаришься – вспомни и обо мне.

Это и есть "занимается простыми делами, а смотрит далеко" и свою выгоду не упустит. (Авигайль потом стала женой Давида.) Так и вы – почему надо отказываться от того, что вам по праву принадлежит: чистый костюм и компенсация за причиненный ущерб?

Кстати, что больше задело – хамство или потеря костюма? Уже сколько дней прошло, а вы все еще переживаете: "Сказать, глядя мне в лицо, что пятна на нем были до того, как я его сдал, – вообще уму непостижимо. Нет, надо идти судиться!"

Не торопитесь. Отметим несколько важных деталей.

1) Если бы хозяин чистки был бедным человеком – мы бы так и сделали: простили бы и забыли. Но он, вот в чем проблема, отнюдь не беден.

Если известно, что после нас он нахамит и другим людям, – надо безобразию положить конец. Это не пожелание, а заповедь: помочь другим евреям! Понятно, что связываться неохота, но сказано – заповедь! Так что отступать некуда. К тому же его простишь – он совсем распустится, решит, что ему все позволено, а спрошено будет с кого? – С нас, с потерпевших: почему не помешали нарушителю, почему не пресекли в зародыше, когда еще можно было его образумить? Суд на Небесах учитывает всё!

2) С другой стороны, в Талмуде учим правило: кто наводит на другого суд – тот наказывается первым. Имеется в виду опять-таки суд Небес. Объясняю, как это работает. Если вы не пошли в раввинский суд, но в сердце обида на того человека осталась, то знайте, это не просто обида, это вы взываете к Небесам, чтобы его наказали, потому что он плохо поступил с вами. Это и есть "наводить другого на суд". Нравится вам такой расклад? Так что придется идти в суд человеческий, если вы не можете простить обидчика в своем сердце.

3) Если у нас нет на все эту канитель никаких сил – поход в суд отменяется. Потому что все дело в нашей цели. Если хотим его наказать – и только (без всякой связи с другими людьми-клиентами), то овчинка явно не стоит выделки. Да и просто денежная компенсация не всегда стоит во главе угла. Жалко сил и времени. Взвесим, не оторвет ли это нас от занятий Торой, от семейных обязанностей, от работы. Того и гляди, присудят ему штраф в нашу пользу, а мы на нем уже потеряли кучу денег и здоровья.

II. Переходим к ладун лекаф зхут. Да, это важное и мощное правило. Если бы вы знали, как много людей приходят к этому человеку в чистку и сколько среди них странных и нервных типов. Понятно, что в тот день его уже довели, вот он и сорвался на нас. А мы что, ни разу ни на ком не срывались?

С другой стороны, если честно посмотреть на костюм, то он на самом деле давно не из магазина. И может, его правда пора поменять на новый?

А еще у него жена заболела – и он нервничал. Или машина сломалась чистильная. Тоже, кстати, денег стоит. Явно больше, чем наш костюм.

Понятно, что все эти аргументы не делают его невиновным – отвечать за причиненный ущерб каждый из нас должен в любом случае. Но почему не принять к рассмотрению и обеляющие его участь причины?

III. Теперь самое главное. Какой хешбон-нэфеш мы видим во всем этом?

Приведена в Талмуде одна история (Бава-Мециа 83‑1). Она известная всем, поэтому три следующих абзаца можете спокойно пропустить.

Раба бар Бар-Ханан нанял работников перенести бочки вина с одного места на другое. И они разбили ему одну бочку, проявив пшиа (преступную небрежность в своей работе). За это Раба бар Бар-Ханан забрал их верхнюю одежду как плату за ущерб. Пришли они в суд и рассказали Раву, что случилось. Сказал ему (Рабе бар Бар-Ханан) Рав: "Отдай (верни) им их одежду". Сказал ему Раба бар Бар-Ханан: "Разве таков закон?" Сказал ему Рав: "Да, таков закон".

Рав объяснил, почему надо было простить тех носильщиков. Написано (Мишлей 2:20): "Чтобы ты шел путем правильных (хороших) людей". Поэтому Раба бар Бар-Ханан, будучи хорошим человеком, обязан их простить.

Продолжение истории. Отдал им (вернул) Раба бар Бар-Ханан их одежду. Сказали ему носильщики (пожаловались Раву): "Мы бедняки и работали целый день, и мы голодны, и нет у нас ничего". Сказал ему Рав (Рабе бар Бар-Ханан): "Иди, отдай им их заработок (за перетаскивание той бочки, которую они в конце концов разбили)". Как видим, Рав решил, что надо не только простить носильщиков за разбитую бочку, но и проявить к ним милосердие. Это и будет праведным поведением. Сказал ему Раба бар Бар-Ханан: "Разве таков закон?" Сказал ему Рав: "Да. Как написано в продолжении стиха: "Чтобы ты держался стези праведников" (вариант: "Обычаи праведников соблюдай"). Поэтому ты, будучи праведником, обязан проявить к носильщикам милость и сострадание".

Вопрос: за что такое произошло с мудрецом? Понятно, ничего нет случайного. Вот и задумался Раба бар Бар-Ханан, почему, вместо того, чтобы благословить носильщиков за их труд, он сам потерял вино да еще устроил им черный день – который был бы черным, если бы не заступничество Рава.

Почему именно с нами случилась некрасивая история в чистке, куда мы принесли костюм? Что нам надо починить в самих себе? Какие наши дела способствовали тому, что на Небесах приняли решение послать нам такое испытание?

Заметили? Мы так и не дали совета человеку – идти по поводу костюма в суд или нет. Просто мы с вами обозначили главные детали, а решать потерпевшему придется самому. Ну или пусть образается за советом к своему раввину. Главное для нас – обратить внимание на необходимость того, что называется анализом собственных поступков. На этом стоит жизнь каждого человека – независимо от того, знает он об этом правиле или не знает.

Кстати, схожий мотив присутствует и в сегодняшнем разделе Торы. Всевышний потребовал от Авраама, чтобы уступил Ему своего единственного сына. И Авраам уступил! От нас таких уступок никто не требует, но уж от части своего материального благополучия мы можем отказаться, если потребуется, верно? Поэтому пусть нам не будет мучительно больно за потерянный костюм. Идти в суд или не идти – этот вопрос будем решать без связи с материальными потерями. (Хотя, как говорит история с Авигайль, имеем право.)

Теги: Талмуд, Мусар, Недельный раздел Торы, Этика