Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Урок за общим завтраком

Отложить Отложено

Понятно, что на уроках мусара, еврейской этики, мы учимся смотреть за собой, а не за другими людьми, вернее – за собой в первую очередь, делать замечания себе, а не окружающим, имеются в виду внутренние замечания, короче – контролировать себя, свои слова и поведение, но и не терять при этом чувства собственной значимости, потому что унижать себя – так же недопустимо, как и унижать других евреев. Нормальное вступление в статью?

Давайте, как всегда, обратимся к примерам. Вы приехали отдыхать в некий летний пансионат со всей семьей. (Сейчас не лето, а значит у нас чисто мысленный эксперимент.) Вы – многодетная мамаша, при вас дети и муж. "Харедимная" среда, "харедимный" отдых. Муж, как всегда, пойдет после завтрака учиться в местный бейт-амидраш, дети займутся тем, что для них тут приготовили организаторы, у вас тоже куча планов по организации своего отдыха на природе. А пока завтрак!

В середине зала накрыт огромный "шведский стол", каждый подходит, набирает в тарелки себе и семье всякой снеди и идет к своему столу – на нем в центре стоит подставочка с вашей фамилией. Вы с семьей подходите – и что это?! За вашим столом уже расположилась какая-то другая семья, явно не ваша. Пришли раньше всех, расположились на чужих местах – и активно работают ртами.

Вы немного удивлены, понимая, что до катастрофы ещё далеко. Вам объясняют, что они тоже пришли и обнаружили, что за их столом уже сидят, они переместились сюда без скандала, теперь вам бы тоже хорошо переместиться на еще не занятые места. Такова жизнь, в ней масса мелких эпизодов, главное – хорошо относиться к людям, верно? Вы соглашаетесь и оглядываетесь в поисках пустого стола, но таких нет, там и сям можно высмотреть отдельные незанятые стулья у разных столов – но и всё! Тем временем вы стоите посреди зала всей семьей с тарелками в руках. На вас уже оглядываются. А эти едят и тоже смотрят на вас: ну же, идите-идите, ищите!

Пока все нормально? Или уже нет?

В конце концов все организуется, вам несут добавочные стулья, и вы присаживаетесь к своему же столу, частично оккупированному чужой, очень активной бригадой. В тесноте да не в обиде – говорят вам, хотя в тесноте как раз вы, а не в обиде как раз ваши "гости".

И тут поспевает второе событие. А именно: ваши притихшие дети начинают есть, но потом удивленно прекращают это занятие, раскрыв – как это умеют только дети – глаза на "гостей". Незваные гости едят руками! Вилки тоже иногда им помогают, но только иногда. Ножи как столовые инструменты вообще игнорируются. Стоит громкое чавканье, не буду описывать, как соус течет по счастливым лицам ваших сотрапезников – и все громко и одновременно говорят, причем с набитыми ртами. То "столовое" воспитание, обеденный этикет, который вы годами насаждали в своей семье, рушится прямо на глазах. Дети видят, что, оказывается, так тоже можно! Самый же ужас заключается в том, что гости положили локти на стол! В то время как у вас, английских принцесс, локти на столе – самый тяжкий грех.

Чему вы там учили детей последние несколько лет? Есть, закрывая рот? Пользоваться вилкой и ножом? Не запихивать в рот весь кусок сыра? – Теперь всему этому пришел конец. Ваши дети не в шоке – они на цирковом представлении!

Ну и как из такой ситуации выбраться? Как не объяснить детям – потом, не сейчас, не за этим столом – что так себя вести не следует? Не отметить про себя "какой ужас"? Скажи-ка, пожалуйста, где тут лядун-лекаф-зхут, умение думать о людях только хорошее, оправдывать их и не обвинять даже внутренне?

Помнится, Чаадаев написал, что некоторые появляются на свет для того, чтобы другие, смотря на них, поняли, как нельзя поступать. По-моему, не самое страшное заявление, что-то в нем есть. Еврейская мораль судит чуть шире: наличие людей, поведение которых иногда нам не нравится, не должно отвлечь нас от главного императива Торы – любить всех евреев.

Да, далеко не каждый воспитывался в аристократическом (но все же еврейском) доме Лондона. Не у каждого в родовом поместье работала над воспитанием детей целая бригада гувернанток и учителей. Это не ваша заслуга, что вас приучили – и правильно сделали! – не класть локти на обеденный стол. А значит, у ваших нынешних "гостей" эта привычка – никакое не злодейство, направленное против вас лично.

Да, не все воспитаны, как вы. Ну так и за вами водятся некие недоработки, не правда ли? Вчера вы накричали на одного из детей (допустим), а это не страшнее ли локтей на столе? Неделю назад вы грубо прошипели какие-то слова в адрес водителя автобуса, который проскочил мимо вашей остановки, хотя вы вовремя нажали на кнопку "стоп". Да уж лучше говорить за столом с полным ртом, чем шипеть на других, или вы не согласны? Или у вас другая градация допустимого и запрещенного?

Еда – вещь интимная, хотя и обставлена как общественная. Ицхак попросил Эсава перед благословением принести еды, наловить ее в поле, приготовить и доставить отцу – тогда он, Эсав, получит то, что ждал многие годы, браху на всю дальнейшую человеческую историю – кому становиться евреями, то есть тем народом, который никогда не умрет и у которого есть масса задач перед Творцом всего мира. Эсав думал о вечности, где ему доведется вкусно есть, сладко спать, выглядеть крутым. – Вот и принеси мне еды, раз ты без нее не можешь, – так сказал ему отец.

Еда – важная часть того, что соединяет нас с Творцом. С ней связано множество заповедей, огромное множество заповедей. Говорят наши мудрецы, что правильная еда не менее важна, чем правильная молитва.

И это хорошо, что мы учим своих детей красиво есть. Хотя, конечно, законы кашрута намного важней. Но ведь и поведение за столом о многом говорит. Если даже опустить тот момент, что занимать чужие места не стоит. И хоть столовая этика не выписана в самой Торе, все же это часть поведения, дерех-эрец, а значит, и за поведением важно смотреть.

Что в итоге? В итоге мы получили нужный урок – как не надо себя вести за столом. Без скандала получили, без наших удивленных взглядов на странных людей во время совместного завтрака в пансионате. Но даже и потом мы не скажем детям: а помните, дети, тот ужас? Потому что никакого ужаса не было. Будем смотреть за собой, помогать детям смотреть за собой (за собой, а не друг за другом!), и помогать мужу и папе спокойно после завтрака пойти и сесть за Гмару без всяких переживаний.

Кстати, потом та семья стала вашими друзьями. Вы даже перезванивались порой. И посещали друг друга в Сукот, а один раз в Хануку, помните? Прекрасные, оказывается, люди!

Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика