Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Скажите, вы слышали, что после смерти у некоторых людей позвоночник превращается в змею?
А между тем об этом прямо написано в Талмуде (Бава-Кама 16-1, в самом низу страницы): "Позвоночный столб человека через семь лет становится змеей".
Талмуд продолжает: но это лишь в случае, когда он не совершал поклоны, произнося благословение "Модим анахну лах" ("Благодарим Тебя" в Шмонэ-Эсрэ). За это наказывается тем, что его позвоночник превращается в змею.
Вопрос: как за такой не самый великий грех человек получает столь страшное наказание? Я уж не спрашиваю: разве подобная метаморфоза с телом возможна? И если вы мне скажете, что это аллегория, то вот и объясните мне, в чем ее смысл.
Кстати, со змеями в Торе происходит не совсем понятное. Они, как мы помним, питаются землей. Написано, что Творец проклял совратителя Хавы, сказав (см. Берешит 3:14), что отныне змей и его потомство будут питаться землей.
Во-первых, это не совсем так, с точки зрения натуральной науки, т.е. совсем не так. А во-вторых, нам-то что с того? Зачем нам об этом сообщается? Чему мы тут можем научиться? Ведь известно, что в Торе нет ни слова, сказанного без пользы, без того чтобы научить именно нас – во всех поколениях, в том числе нас теперешних.
Ну, со второй темой ("какую землю ест змея") Мидраш справляется легко, не то что с первой ("позвоночник человека становится змеей"). Змея не ест землю, змея много чего ест другого – но она не ощущает никаких вкусов, всё для нее один вкус, или если хотите, полная безвкусица – вот что означает выражение "питается землей".
И не нужно ссылаться на изыскания серпентологов (есть такие научные люди) в области исследования вкусовых рецепторов на языке рептилий и прочих гадов. Ибо тут явным образом говорится про нас! Про вас и про меня, ни больше ни меньше.
Поясняю. Змей проявил неблагодарность по отношению к Творцу. Вместо благодарности он пошел уговаривать человека нарушить единственную заповедь. И уговорил.
Сказал, что у людей, как только они отведают запрещенный плод, откроются глаза – и превратятся Адам и Хава в больших специалистов в области, извините, добра и зла.
Мы не знаем, что стало для Хавы решающим аргументом в уговорах змея. Он обещал три вещи: (1) вы не умрете, (2) станете великими, как Творец, (3) начнете понимать добро и зло. Если важным было первое, то зачем продолжил? Если второе, то зачем это надо людям? Если последнее, то каким образом можно научиться разбираться в добре, если для этого надо совершить зло, т.е. нарушить запрет?
Во всех случаях Хава могла спокойно отразить атаку встречным вопросом: откуда ты знаешь? Или на языке более цивилизованном: а вы сами, уважаемый змей, пробовали?
И ему ничего не оставалось, как сказать – да. Мне прекрасно известен вкус плода. И пищевой, и возвышенный. Поверьте мне, у него прекрасный вкус! Нет ничего лучше.
Совратил вкусом – был наказан вкусом. Вернее, наказан тем, что лишился вкуса. Теперь для него всё – как вкус земли.
Это и есть наказание за неблагодарность.
Не кланяешься в благословении "Благодарим Тебя" – значит, показываешь, что неблагодарен Всевышнему. Имеешь к Нему претензии, считаешь, что тебе полагается больше, чем ты получил. А то, что получил, – тебе это выдают автоматически. Мол, за это спасибо не говорят.
Понятно, что речь идет не о механическом поклоне. Его мудрецы установили, чтобы ты не забывал об этом важном качестве – умении благодарить. И тот, кто не кланяется (а это делается в молитве особым образом, "по-змеиному": сначала идет наклон туловища вперед – без сгибания коленей – потом туловище выпрямляется, но голова все еще направлена лицом вниз, потом поднимается голова – все это в целом выглядит как движение змеи), – тот, кто не кланяется в этой брахе, всего лишь нарушает постановление мудрецов, но, возможно, сам по себе является человеком благодарным и отзывчивым на чужие хорошие дела.
Тем не менее, мидраш говорит: кто не благодарен – тот наказывается по принципу "мера за меру" – рано или поздно он перестает чувствовать вкус жизни. Не поклонился "по-змеиному" – стал как змея, которая – что ни отведает, не чувствует никакого вкуса.
Но при чем тут позвоночник, о котором сказано, что он превращается в змею?
Позвоночник – столб, на котором крепится тело. Вся "физика" человека как бы насажена на него. Что у человека главное, что в его жизни может быть названо основанием, базой? Понятно, что жизненной базой человека можно назвать его целевую установку. Его способность оценивать поступки – свои и других людей. Умение различать добро и зло. Умение радоваться жизни или горевать. Все это "вкусовые способности".
Кто неблагодарен – тот рано или поздно теряет вкус к жизни. Что ему ни дай – он попробует – и не насытится. Будет бежать за новыми удовольствиями – но кроме вкуса земли ничего не ощутит. Его "позвоночник" стал "змеей".
(Немного по книге "Тиферет Шломо")
** **
Кстати, скажите: когда на евреев, идущих пустыней, напали змеи? – В тот момент, когда они пожаловались, что надоел им ман. Пожаловались на ман, который обладал всеми вкусами, – тут же были наказаны змеями, которые невосприимчивы к вкусам.
Сделал им Моше медного змея и поднял его на шесте. Ужаленный смотрел на него – и выздоравливал. И нет тут ничего от поклонения идолу: кто поднимал глаза наверх – тот обращался к Всевышнему – тот исправлял в себе те качества, за которые пришло наказание. (На языке Торы: поднял глаза кверху = сделал тшуву, исправился.) В данном случае поднявший глаза кверху пересматривал свою жизненную установку – и переставал быть неблагодарным.
** **
Вывод. Уже сегодня заглянем себе внутрь и определим, насколько, по Торе, мы благодарны или неблагодарны Творцу и людям. И если есть жалобы на Творца и людей – круто себя чиним. Иначе не избежать нашему позвоночному столбу (ндБ) превращения в змею Скарапею.
(С видео-урока "Премногая благодарность")
Теги: Тора, Видео-урок, Недельный раздел