Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Лавина хороших дел

Отложить Отложено

Сегодня предлагаю простую, без всяких затей драшу, которая, тем не менее, кажется мне важной. Она была рассказана на уроке "Построить синагогу", записанном ровно год назад в цикле "Еврейское поведение" – на неделе, когда читался раздел Торы "Трума".

Смотрите. Начало вроде обычное. Но из рассказа получаем вывод, важный для всех.

Взято из воспоминаний известного польского раввина, раби Яакова Нафтали Зильберберга. В юности он учился в маленьком городке Верушув (Wieruszów), это между Вроцлавом и Лодзью. И вот, однажды ему довелось присутствовать на открытии Мидраши (Дома учения), построенной на деньги известного в ту пору мецената раби Мордхе Бануша.

На празднике открытия выступил раввин города, раби Яаков Симха Райфиш (רהפיש). В своей речи он привел Мишну из Пятой главы трактата "Авот": "Кто удостаивает многих – к тому не придет грех", что означает: кто способствуют тому, чтобы другие люди исполнили заповедь, тот будет спасен от греха[1].

Что это означает? Он что, совсем свободен от будущего греха? Или грех ему не будет зачтен? [2]

Обратите внимание, фраза на святом языке выглядит более чем странно: коль амезакэ эт арабим (כל המזכה את הרבים). Мы перевели: "всякий, удостаивающий многих". Но по правилам, надо перевести иначе: "весь тот, кто удостаивает многих". Что еще за "весь тот"?

Рав Райфиш объясняет. Дело в том, что многое зависит от намерения человека. Строго говоря, любая заповедь зависит от намерения – для чего она делается. Но тут человек возводит синагогу или ешиву на свои деньги. Для чего он это делает? – Чтоб люди учились и молились, т.е. исполняли заповеди.

А еще для чего? – Всякое бывает. Иногда, чтобы поддержать свой статус кормильца общины (парнас), иногда, чтобы обойти конкурентов, показать свою щедрость, "крутость", заботу о других. Короче, чтобы проявить гордыню – мало ли для чего. Не обязательно, но – случается.

Так вот! Тора говорит, что в любой заповеди очень многое зависит от намерения того, кто ее исполняет. Но если он не просто исполняет заповедь, а при ее помощи делает полезную вещь для других (возводит ешиву, где евреи будут учиться, и пр.), то небо смотрит, для кого он это делает.

Среди людей всегда есть такие, кто будет пользоваться этой ешивой с самыми чистыми намерениями. А поэтому и тому, кто ее построил, будет зачтено – как будто он сделал ее с самыми чистыми намерениями – даже если у него и был, кроме прочего, свой личный интерес.

Это и означает: "весь" он удостаивает других – т.е. нет в нем ничего побочного, вторичного и эгоистичного. А если было, то оно как бы отменяется, аннулируется. Это и называется: "грех не придет в его руки". Заповедь ему будет засчитана – как если бы он не примешал к ней греховных намерений.

Повторяем: если к исполнению обычной заповеди кто-то примешает свой интерес – награда будет не столь высокой, как в случае, когда она совершается целиком ради небес. А иногда награды и вовсе не будет. Но если человек неким своим действием помогает прочим евреям исполнять заповеди, то его корыстные, тщеславные и прочие личные интересы как бы нивелируются. Считается, что их и не было!

Так сказал рав Райфиш про мецената рава Бануша[3]. И его слова донес до нас рав Зильберберг.

** **

Если кому-то надо помочь деньгами – дадим свои деньги, это обычный ход. Но еще лучше – кроме денег – организовать нуждающемуся человеку сбор средств.

Если хотим отметить йорцайт (годовщину смерти) своих близких родственников – дадим людям цдаку. А еще лучше (кроме цдаки) устроить урок Торы у себя на квартире, купить в синагогу сидуры, заказать новый перевод еврейской книги на русский язык (для начинающих). И все это для йорцайта!

Всегда есть возможность "удостоить многих". Например, приобрести для еврейского центра новые стулья. Многие будут на них сидеть, слушать лекцию по Торе, учиться. И в той награде, которую они получат за свою заповедь, будет часть, полученная спонсором стульев.

В квартале кто-то устроил свадьбу – давайте подвигнем соседей на то, чтобы они сделали совместные шева-брохес, почему нет? Организатор выигрывает дважды: делая хорошее дело и давая другим людям сделать хорошее дело[4].

Лавина хороших дел! А в ее начале лежит наша незапятнанная никакими посторонними примесями инициатива.

** **

Кстати, теперь мы по-новому можем смотреть на сборщиков цдаки. Святые люди: собирая для других, они исполняют заповедь самым чистым образом. Почему бы и нам не?[5]

 


 [1] Что само по себе, конечно, очень странно. Ибо мы знаем, что Всевышний как бы не участвует в принятии выбора человеком: хочет – совершит правильный поступок; хочет – сделает плохое дело. Все зависит только от самого человека.

 

[2] Кстати, в Мишне есть продолжение: "Но кто вводит многих в грех, тот не получает раскаяния". Т.е. он хочет раскаяться, совершить тшуву – а ему небеса мешают! – Что тоже можно расценивать как вмешательство небес в свободное проявление человеком своего выбора.

 

[3] Недаром он одарил его раввинским званием. Хотя, может быть, тот на самом деле очень глубоко знал Тору.

 

[4] Ведь они исполнят заповедь "веселить невесту и жениха".

 

[5] У нас и урок такой только что прошел (в цикле "Еврейское поведение"): "Собрать цдаку", а в нем ровно десять историй.

Теги: Видео-урок, Недельный раздел