Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Авраамовское соглашение: Израиль - Запад или Восток?

Отложить Отложено

Поладить с Ишмаэлем. 

Одним из главных политических событий последнего года стал прорыв в отношениях между Израилем и умеренными арабами: было заключено «Авраамовское соглашение» с Эмиратами и рядом других стран.

Любопытно то, что леволиберальные политики давно мечтали о «Новом Ближнем Востоке», где Израиль будет жить мирно с арабами и вместо военных баталий будет экономическое сотрудничество. И обвиняли «правых» политиков, что они «против мира». Хотя на самом деле они были против самоубийственных уступок палестинцам, которые только на словах хотели мира с Израилем, а на деле хотели мира без Израиля. Такой «Новый Ближний Восток» не очень привлекал.

Зато теперь именно правые политики установили мир с теми, кто, вроде, хочет именно мира с Израилем. И с кем можно говорить о том самом экономическом сотрудничестве.

Но, быть может, есть здесь также несколько более глубокий момент.

Кто-то спросил в беседе: можно ли рассматривать эту готовность умеренных арабов помириться с Израилем как признак исполнения предсказания мудрецов: в конечном итоге араб Ишмаэль признает первенство еврея Ицхака и будет не враждовать с ним, а помогать ему?

На что я ответил: мыслить в таких, уже мессианских категориях следует осторожно, уже не раз виделся людям «конец истории», который потом оказывался всего лишь концом одной из ее серий, а в следующей был новый виток конфликта. Но без загадывания на будущее, а просто в принципе - возможно, действительно следует рассматривать это именно как способ для Ицхака поладить с Ишмаэлем - который отличается от способа, которым ладит с тем же Ишмаэлем Эйсав.

А именно.

Эйсав, на колени!

Мы уже  высказывали предположение, что враждебность Востока-Ишмаэля к евреям на данном этапе истории - не случайна, а связана с наступлением особого этапа изгнания Запада-Эйсава-Эдома. В этом изгнании роль Ишмаэля - уравновешивание Эйсава, чтобы не слишком склонял мир в свою крайность.

Ибо отношение Ишмаэля к Эйсаву определяется тем, что Эйсав женился на дочери Ишмаэля (Берешит 28:9). А роль женщины, во всех ее формах, изначально определена Торой как «помощник против него» (2:18). Это своеобразное выражение мудрецы толкуют так: если на правильном пути, то помогает, а если нет - то против него, оппонирует, давит и наносит удары, чтобы скорректировал курс. Ибо это тоже помощь, просто иногда не получается «по хорошему»…

А есть и еще один способ. Если мужчина слишком сильный и агрессивный, женщина необязательно сумеет противостоять ему чисто физически. Но она может добиться морального превосходства: очаровать и влюбить его в себя, а также устыдить, и тогда он сам встанет на колени и все отдаст.

Так вот, пока еврейский народ оставался посередине, Ишмаэль уравновешивал Эйсава, направляя удары на него самого, создавая пространство, где евреи могут найти убежище. Несмотря на свою силу, Запад не мог полностью завоевать Восток. Наоборот, Восточная часть Средиземноморья, включая Землю Израиля, которая долго находилась под власть Рима/Византии, христиан, все больше попадала под власть мусульман, а христиане оттеснялись.

Но потом Запад слишком усилился, колонизировал весь мир, да и дошел до своих крайностей нацизма/сталинизма. Это был чрезмерный крен на Запад, после чего пришлось балансировать мир путем крена на Восток, пусть по-своему чрезмерного.

Поэтому на данном этапе «дочь Ишмаэля» очаровала Эйсава и заставила его устыдиться применения силы, и встать на колени.

Но в последнее время задача уравновешивания Эйсава усложнилась тем, что евреи сами склонились в его сторону: одни ассимилировались в его обществе, другие создали государство Израиль, которое хотя и было провозглашен «еврейским», по своей сути было скорее Западным – этаким филиалом Эйсава. Да, Израиль перенял многие моральные принципы, которых теперь (по крайней мере на словах) придерживается и Эйсав, и в целом старается вести себя благородно. Но все-таки для евреев это чрезмерный крен в сторону Эйсава под его влиянием, чрезмерное уподобление ему. Как же это исправить?

А так же, как и всегда. Один способ - наносить удары по Эйсаву. Только теперь, когда Эйсав «проник» внутрь самих евреев, приходится Ишмаэлю наносить удары… по ним самим. Обращать свою истерику против них – нет, против той силы Эйсава, которая в них внедрилась. Арабы открыто заявляют, в чем проблема: Израиль – форпост Запада, «Маленький Сатана» на службе у «Большого Сатаны», «крестоносцы», «колонизаторы». То есть обвиняют евреев во всех грехах Эйсава.

Вот и получается: евреи думали, что хорошо быть «сильным» и «цивилизованным Эйсавом», тогда нас перестанут бить и начнут уважать. Но оказалось, что в этом положении в тебя начинает швырять тарелками дочь Ишмаэля. А Эйсав, у которого стремились снискать уважение, сам влюбился в дочь Ишмаэля и «раскаялся» в своем прошлом, признав его греховным. И теперь возненавидел Израиль именно за то, что он ведет себя, как «мужчина», за то, что «обижает» его возлюбленную дочь Ишмаэля, вместе с ней обвиняет его в колониализме и расизме.

Что же делать?

Первая реакция евреев, все еще слишком склоненных к Эйсаву, - прислушаться к его советам и в данном случае, и делать, как он. Он раскаялся в прошлых грехах, несомненно совершенных против дочери Ишмаэля, встал перед ней на колени и все ей отдал - и Израиль пусть сделает то же. Эйсав сменил свой идеал с «расовой чистоты» на «многообразие», решил, что всегда прав не белый мужчина, а наоборот, женщины, цветные, и прочие меньшинства, включая ЛГБТ, - и Израиль изволь туда же.

Тогда, мол, есть шанс, что Ишмаэль тебя полюбит, а пока не отдашь ему всего - и не мечтай. Ни о любви палестинской ветви Ишмаэля, ни о готовности любой из других ветвей нормализовать отношения.

Однако реальность, вроде бы, получилась иная. Палестинской ветви действительно много дали, но она так и не полюбила - только большего стала требовать. И в конечном итоге пришлось перестать ей давать - и немедленно попасть под град обвинений со стороны «прогрессивной» части Эйсава в «расизме», «апартеиде» и прочих хороших вещях. Как будто все, что уже отдали, вовсе не отдавали.

Еврей, уподобься также Ишмаэлю!

Но теперь другая ветвь Ишмаэля - умеренные арабские страны - вдруг стали изъявлять готовность нормализовать отношения и без фактического удовлетворения палестинских требований. Почему же?

Отчасти, как нередко бывает в реальной политике, здесь играют роль не столько чисто дружеские чувства, сколько страх перед общим врагом - Ираном. По принципу «против кого дружить будем», «враг моего врага - мой друг». Да, наверное, действительно не без этого.

Но не только. Есть также много признаков того, что этим арабам Израиль интересен и сам по себе. И один журналист высказал такую идею.

До сих пор, как сказано, Израиль воспринимался арабами как государство Западного типа. Евреи и сам Запад думали, что так и надо, что это хорошо. Но с точки зрения арабов, государство Западного типа было «инородным веществом», «занозой в теле» мусульманского Ближнего Востока. «Форпостом Запада» там, где он не должен быть. На территории, которая не должна относиться к Западному лагерю. Очередной формой колониализма.

Но теперь, возможно, Израиль немного изменился.

Вследствие того, что, помимо прямого противостояния, Ишмаэль также оказывает более «мягкое» уравновешивающее влияние на евреев. Так, ко времени основания Израиля вестернизированными европейскими евреями, ашкеназами, в мусульманских странах сформировались сефардские евреи, перенявшие те положительные качества, что есть у Ишмаэля. И когда основатели Израиля провозгласили его домом для всех евреев, стали прибывать и сефарды - особенно после того, как они были изгнаны из арабских стран. При виде их вестернизированные евреи растерялись: это вовсе не тот «новый еврей» Западного типа, к воспитанию которого они стремились. И взаимодействие этих двух типов евреев на протяжении последующих десятилетий было непростым. Но конечным итогом стало то, что, с одной стороны, сефарды в той или иной степени интегрировались в израильское общество, но с другой, само это общество стало менее Западным по характеру и приобрело некоторые восточные черты.

Кому-то это не понравилось, но на самом деле, возможно, этого и требовалось!

Уже не один раз попадались мне статьи пока что только израильских журналистов, отмечающих: Израиль начинает представать необязательно как Западное государство, а как - Ближневосточное. Ну, или «восточно-средиземноморское». С восточными чертами в характере, да и цветом кожи не совсем белым.

А если перед нами страна, уже во многом восточная по характеру, но с Западными технологиями и институтами, не напоминает ли это странам типа Эмиратов самих себя? Не могут ли другие ближневосточные народы - те из них, чей взор не замутнен слепой ненавистью и фанатизмом - увидеть в Израиле страну, даже если из числа Западных, наиболее «арабо-образную» из них? Не подобие Эйсава, а подобие себя, Ишмаэля?

А поскольку эта похожая на них страна во многом преуспела, что если не пытаться уничтожить или бойкотировать, а перенять опыт? И в целом сотрудничать, обмениваться тем, что схожие по типу страны могут предложить друг другу.

Вот и наблюдаем любопытное явление. До сих пор считалось, что Запад поддерживает Израиль против угрозы со стороны арабов, Востока. И - мягко, но настойчиво направляет Израиль на уступки ради того, чтобы помирить с тем Востоком.

Но в последнее время Западные леволиберальные силы, невзирая на все уступки, сделанные Израилем, уже не мягко рекомендуют идти на все большие, а истерически поносят за то, что «так и не уступил», забрасывают ярлыками и призывают к бойкоту и санкциям. То есть совсем утратили понимание Израиля, его общества и реалий, и все больше видят в нем «чужого», который всегда и во всем не прав - и сами становятся «чужими». (Среди них много евреев, но они уже во многом походят на еврейских большевиков, которые нанесли своему народу и своей религии больше вреда, чем пользы, а в свете огромного процента смешанных браков, такой же процент их потомков и вовсе будут уже не евреями.)

В то время как умеренные арабы начинают видеть в Израиле «своего». У Израиля и его «правого», «националистического» и «расистского» правительства в последнее больше понимания с соседними ближневосточными странами, чем с либеральным Западом.

И если так и дальше пойдет, то восстановится то, что было нормой на протяжении большей части последних двух тысяч лет: у евреев более напряженные отношения с Западом, представляющим силу Эйсава, чем с Востоком-Ишмаэлем. Ибо все-таки это изгнание Эйсава-Эдома, а Ишмаэль - только уравновешивающий фактор.

 

Да, необходимо помнить, что, хотя за последние века европейские евреи привыкли считать себя людьми «западными, только евреями», на самом деле евреи - не один из сугубо Западных народов. Нет, они представляют собой целый мир, все его стороны, и Запад, и Восток.

Поэтому - можно найти их точки соприкосновения и с Западным, и с Восточным миром. А отсюда - потенциал для того самого братства наций, как мы давно мечтали, но так пока что и не смогли.

Сейчас лучше не возлагать надежды на наступление мессианской эры - пока что ни одна из таких надежд не оправдалась. Но молиться о том, чтобы это произошло как можно скорее, очень даже можно и нужно.

Что мы и делаем.

Теги: Израиль, США, Политика, америка, Актуалия, антисемитизм, Арабо-израильский конфликт, государство Израиль, Арабы