Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А про габая и про других людей, который взыскивают и распределяют милостыню, сказано: «А дающие заслугу многим — как звезды». А если бедняки говорят нехорошее о габае, ему не следует обращать на это внимания, поскольку это лишь увеличивает его награду.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Кто помнит эпидемии? Евреи

Отложить Отложено

Я тебя никогда не забуду!

Да уж, такое никогда не забудется!

Охватившая весь мир пандемия, в ходе которой заразилось (на момент написания) более 2,5 миллиона человек, умерло почти 200000, а большинство остальных людей вынуждено оставаться дома, надевать маски и т. д. Во время которой каждое хождение за покупками стало не просто неприятной обузой, но и вопросом безопасности.  В результате которой мировая экономика оказалась на грани одного из самых острых кризисов в истории.

Мир станет другим! Все изменится! - так любят восклицать многие, особенно журналисты.

Отчасти - потому что сейчас нарушился их привычный уклад жизни, они остро чувствуют необычность ситуации, нехватку того, что им недостает.

Отчасти - потому что подсознательно люди хотят участвовать в каких-то великих событиях, эпохальных переменах - или хотя бы становиться их свидетелями. Потому что потом можно будет рассказать младшему поколению: я помню революцию! Помню войну! Помню, было дело… Так могли рассказать прадеды и деды моего поколения, а я могу сказать: помню падение советского строя. Помню 11 сентября!

Только люди также понимают, что на практике участие в эпохальных событиях часто небезопасно и пытаются этого избежать. Лучше не жить во время революции или войны! Но, если уж пришлось, и выбора не было - то пусть оно хотя бы будет воистину эпохальным, чтобы смог потом гордиться опытом и поделиться с другими.

Точно не забудешь?

Но в то же время в природе людей многое забывать. Когда что-то болит, тогда только об этом человек и говорит. Но когда пройдет?

Тогда уже бывший источник боли как-то незаметно исчезает из повестки, человек просто перестает его замечать и переключается на следующий источник проблем - а проблемы есть всегда, не одни, так другие, пусть и не такие большие. Что болит в данный момент, то и мешает нормальной жизни, а что уже не болит - не такое оно уже и страшное, если вообще помнится.

И вот вопрос в этой связи: будут ли помнить текущий коронавирусный кризис после того, как он кончится?

Я же пандемия, а не война

Пандемии, если посмотреть на историю, помнятся в целом плохо.

«Черная смерть» - пандемия чумы, выкосившая чуть ли не пол-Европы в 14-м веке, еще как-то помнится. Но другие пандемии - не очень.

Сейчас все вспомнили «испанку» 1918 г., от которой умерло около 50 миллионов человек по всему миру. Но до сих пор о ней благополучно забыли. В 1918 г. много чего происходило. В Европе заканчивалась Первая мировая война. В России, власть в которой недавно захватили большевики, разгоралась Гражданская война. Интересно: «испанка» убила больше людей, чем все эти войны. Но они - на памяти, в книгах истории. Эпохальные события, великие потрясения! А она - нет.

Я о ней слышал с детства только потому, что от нее умер, как писали тогда в детских книжках, стойкий ленинец, верный большевик и видный революционер Яков Михайлович Свердлов. Имя которого тогда носили одна из центральных площадей и станций метро в Москве, и целый город на Урале. И вот оказалось, что в смерти великого революционера и соратника товарища Ленина виновата не подлая «контра», как в смерти товарища Урицкого или в покушении на самого Ленина, а эта вот «испанка». Взяла и скосила.

Надо же. Странная какая-то смерть, нелепая. «Нереволюционная». Но так написано в книжке.

А те, кто не читал в детстве книжки про стойких ленинцев, они и не знали.

Век прогресса

19-й век считается столетним перерывом между Наполеоновскими и мировыми войнами: первые окончились в 1815 г., последние начались в 1914 г. Между ними - только отдельные, сравнительно не такие большие войны и кризисы там и сям, а в целом время мирное, в течение которого человечество совершило целый ряд шагов в сторону прогресса. Огромное количество изобретений, написана большая часть литературной и музыкальной классики. Перечислять - отдельная статья понадобится. Использовали мирное время по полной.

Но если посмотреть на статистику эпидемий - ничего себе безоблачный мир! Чумы тогда такой уже не было, а коронавируса еще не было. Зато была холера.

Первая ее пандемия: 1820-24 гг. Начавшись еще раньше в Бенгалии, к 1820 г. распространилась по всей Индии, погибло 10000 британских военнослужащих, а индийцев - вообще бессчетное число. Далее распространилась на Китай и Индонезию (только на острове Ява умерло 100000 чел.).

Вторая пандемия - 1829-37 гг. В России она вызвала Холерные бунты, с которыми Николаю I пришлось справляться одновременно с поднявшими восстание поляками. В Венгрии умерло около 100000 чел., в Англии - более 55000 (для сравнения: в «Блице» - бомбардировке Англии немецкой авиацией во Второй мировой погибло ок. 40000 чел.). В Америке в течение последующих лет от холеры умерло, как считается, более 150000 чел.

Третья пандемия - 1852-60 гг. Началась на востоке Индонезии, оттуда - в Китай и Японию, Филиппины и Корею, Бенгалию, Иран, Ирак, Аравию - и Россию. В последней - более миллиона умерших. В Испании - 236000, в Мексике - 200000, в Англии - «всего лишь» 52000.

Четвертая пандемия - 1863-66 г. В России погибло ок. 90000 чел., в Мекке - 30000 паломников (из 90000). Тогда же, в 1866 г., была вспышка и в Америке, погибло ок. 50000 чел. (которым «посчастливилось» выжить в Гражданскую войну 1861-65 гг. - тогда мирных жителей погибло примерно столько же).

Пятая пандемия - 1881-96 г. С 1883 по 1887 погибло ок. 250000 европейцев и по крайней мере 50000 американцев. А в России (1892 г.) - 267000, ну и в Испании ок. 120000.

Шестая пандемия - в начале 20-го века, Европу не сильно затронула, но в России, Индии, Филиппинах - сотни тысяч жертв в каждой.

И это только холера, а были и другие болезни.

Но кто помнит и считает все эти пандемии? Кто скорбит по их жертвам? Нет, помнят революции, войны.

Хотя если и на войны посмотреть, статистика тоже интересная. Та же Американская Гражданская война: 2/3 солдат (почти 200000) погибли от болезней, и только треть (67000) - на поле боя. Крымская война - аналогичная картина (убито 47000, умерло от болезней - 280000). Русско-Турецкая война 1877-78 г.: русские потери - 15000 убитыми, 81000 умершими от болезней.

Да и у Наполеона эпидемии отняли гораздо больше солдат, чем все противники, вместе взятые. Известно, что в России значительный вклад в победу внес «генерал мороз», но на самом деле еще больший вклад внес «генерал тиф».

Но когда вспоминают обо всех этих войнах, победах и поражениях, то помнят лишь то, как храбрые солдаты честно складывали головы на поле боя, сражаясь за родину, а не то, как они умирали от болезней вне поля боя.

Век еще большего прогресса

Но уж после Мировых войн наступило действительно беспрецедентно мирное и безоблачное время, так?

Опять же, смотря, о чем помнить.

Была, например, пандемия «Азиатского гриппа» 1957-58 гг., зародившегося тоже в Китае (по некоторым мнениям, смертность во время «Большого скачка» Мао на самом деле была высокой из-за этого гриппа). В конечном итоге в те и последующие годы от него умерло ок. двух миллионов по всему миру, в т. ч. до 116000 в Америке. Возможно, заразилось еще больше, чем «испанкой», но все-таки помогло улучшение медицины, вакцина, антибиотики.

Но что мы помним о тех годах? Конец 50-х в СССР - как раз сравнительно «светлая» полоса, хрущевская оттепель. В Америке - тоже относительно мирное время Эйзенхауэра, прекратившего Корейскую войну и устроившего встречу с Хрущевым. Конец его правления даже стал казаться американцам «застойным», в результате чего приход Кеннеди в 1960-м дал ощущение «свежего ветра». Так что ничего драматичного и ужасного - хотя на практике умирали десятки тысяч…

А в 1968-м был «Гонконгский грипп». Не такой страшный: по всему миру «только» миллион смертей, в Америке - 100000.

Но мы разве это помним? Для нас 68-й год - это политические потрясения: «студенческая революция» на Западе, «Пражская весна» и ее подавление в Советском блоке, убийства Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, обострение Вьетнамской войны и связанный со всем этим кризис в Америке. Конечно, 58000 американских солдат, погибших за всю Вьетнамскую войну, - это гораздо памятнее, чем 100000 американцев, умерших от гриппа.

Почему так?

Неподходящий «образ врага»

Лично у меня такое подозрение.

Войны и революции, и вообще политические события остаются в памяти и в учебниках истории потому, что они хорошо ложатся на нарратив борьбы «своих» с «чужими».

Мы победили в борьбе/битве/войне, одолели врага - слава нам! (И, если надо, можем повторить!)

Или они, злые враги жестоко нас атаковали/подавили, зверски убили наших храбрых бойцов, святых великомучеников - не забудем и не простим! (И никогда больше такого не допустим! Уж в следующий раз мы им покажем! Отомстим!)

Это заряжает энергией народы и общества, и сплачивает их. Ничто так не объединяет людей, как борьба против общего врага. Ведь даже члены одного общества и граждане одной страны - в основном чужие друг для друга индивиды, и в жизни каждый знает, что разные есть вокруг люди, и хорошие, и не очень. Но в борьбе с общим «плохим» врагом - все «свои», «хорошие».

Поэтому помнят 9 мая и 22 июня, высадку в Нормандии и Перл Харбор, и 11 сентября, Бородино и Ватерлоо. Сами люди неизвестно, помнили ли бы, но им напоминают лидеры, которым нужно сплачивать и вести за собой общество, и пропагандисты, журналисты и историки, которым надо зарабатывать на жизнь.

Американскую гражданскую войну каждая сторона помнит в соответствии со своим нарративом: Север - мы одолели злых расистов, освободили рабов и сохранили целостность страны. Юг - злые Янки разрушили наш старый и добрый мир.

В Гражданской войне в России, разумеется, каждая сторона боролась со «злодеями» в своем представлении, а потом об этом помнила.

Помнит Россия и о татаро-монголах, вместе с остальными печенегами и половцами, а вот о том, что князья в своих междоусобных войнах штурмовали и разграбляли города друг друга с такой же жестокостью, мало помнит. Потому что из татаро-монгольского нашествия можно сделать историю, оперы и фильмы о «наших святых великомучениках», о князьях, «героически сложивших голову в неравном бою за родину», а из их междоусобиц - нет…

Вот и в эпидемиях и пандемиях нет злых «чужих», с которыми добрые «мы» доблестно сражались за правое дело и либо добились славной победы, либо героически приняли мученическую смерть. Люди просто заболевали и умирали, пока это не кончилось. Не очень воодушевляет…

Коронавирус еще может оказаться отличным от других пандемий и запомниться, поскольку он также вызывает масштабный экономический кризис. А о таких помнят - как помнят и о Великой рецессии 2008 г., и о еще более Великой депрессии 1930-х гг. Отчасти потому, что это отражается и на политике: та же Депрессия уничтожила президентство Гувера и вознесла Рузвельта, а в Германии катализировала приход Гитлера. И нынешний кризис тоже еще может вызывать всякие перемены, которые войдут в историю.

Но, если бы не это, саму пандемию, вполне возможно, забыли бы, несмотря на то, что она и без всякой экономической и политической составляющей убивает людей.

Недостаток наш - враг наш

А как обстоит дело у евреев?

Конечно, мы помним об Исходе из Египта, который только что отметили в Песах - освобождение от злых египтян. Это, вроде бы, «нормально».

Помним также о победе над злыми греками в Хануку и над злым Аманом и его пособниками в Пурим. Тоже «нормально».

Помним и о разрушениях двух Храмов злыми вавилонянами и римлянами, о преследованиях со стороны Инквизиции и ее кострах, о бесчисленных погромах, изгнаниях и Холокосте, о терактах и ракетных угрозах современному Израилю. Тоже «нормально»: мы невинные жертвы злых антисемитов, героически продолжаем еврейскую линию, вопреки всем попыткам нас уничтожить.

В память о разрушении Храма мы даже ежегодно соблюдаем трехнедельный траур летом, начиная с 17 Тамуза, когда была пробита брешь в стене Иерусалима, и враг устремился внутрь, и кульминируя 9-м Ава, когда был разрушен Храм.

Но это не все. Есть еще один период траура, который мы соблюдаем ежегодно в наступивший сейчас период - между Песахом и Лаг ба-Омером. По какому случаю? А по такому: в этот период умерли 24000 учеников великого раби Акивы, и мир Торы погрузился в кризис и оказался на грани исчезновения (пока раби Акива, оправившись от удара, не воспитал новых учеников).

А отчего умерли эти 24000 учеников?

От эпидемии!

И мы об этом помним.

Но почему? Ведь нет злого врага, о героической борьбе с которым можно помнить и воодушевлять на дальнейшие подвиги!

А вот и есть такой враг - наш собственный характер!

Мы не просто помним о смерти учеников раби Акивы. Мы подчеркиваем, отчего они умерли - не только физически, но и духовно. Почему на них обрушилась эпидемия? Потому что проявляли неуважение друг к другу. Они были большими учеными и экспертами в Торе, но каждый считал себя бо́льшим экспертом, чем товарищей.

Вот что мы помним! Насколько важно, даже великому и ученому человеку, не зазнаваться и уважать мнение других. Продолжим же ненавидеть врага - наши собственные недостатки - и вести борьбу против них! Против нашей гордыни.

Обычная война «своих» против «чужих» именно что раздувает гордыню: великие и героические «мы» против презренных врагов. Мы лучше их, сильнее их или хотя бы чище, святее их!

А тут - наоборот. Именно с такими чувствами надо бороться. Именно такие мысли - главный враг!

И в летний траур по разрушенным Храмам тоже подчеркивается не только и не столько то, какие злые римляне, а то, что привело к разрушениям в духовном плане - наша беспричинная ненависть друг к другу. Именно с ней нам предлагается продолжать героическую борьбу. Римлян-то давно нет, а для физической борьбы с их разными наследниками у нас по-прежнему возможностей мало. Зато жива-здорова беспричинная ненависть между собратьями, вызванная нежеланием понять друг друга, склонностью демонизировать несогласных с нами, делить людей на «своих» и «чужих», даже когда они принадлежат к тому же народу, к тому же обществу. Вот с чем надо бороться.

И ради этого помнить о том, что нам сделал этот враг. Не римлянин, а наш собственный характер. Как разрушил наш старый, добрый мир.

Так что есть все-таки у нашего народа особые черты. Мы гордимся именно тем, что не гордимся собой! Помним не только и не столько то, что сделали нам другие люди, сколько то, что сделали нам наши собственные недостатки. Именно их нам следует считать «чужими» и изгнать - из самих себя

Остается молиться о дальнейших успехах в героической борьбе с этим главным врагом всех людей!

Теги: Политика, америка, разрушение Храма, память, Актуалия, Россия, война, Раби Акива, История еврейского народа, коронавирус, Бейн аМецарим, Болезни, Характер