Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот по-настоящему страшится греха, кого пугает не наказание за него, а страх запачкать себя проступком»Хатам-Софер
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Кротость против крутизны

Отложить Отложено

Буду делиться мыслями, деля их на абзацы. Как говаривал классик, ни дня без абзаца. А то и двух. 

Спасибо за ваше время и внимание.

 

отрывок № 1

 

К слову. Если у читателя появится возможность, прошу перечитать вступление Маараля к Ор Хадаш и сноски там от рава Артмана, Мидраш Раба в соответствующих местах и те источники, которые я привожу в тексте. Спасибо.

Любопытно, что в самом конце трактата Хулин, который все больше посвящен вкусному и полезному кашерному мясу, есть особо привлекательный своей загадочностью и негастрономичностью отрывок. В нем на стр. 139:2 сообщается, что в описании уже 6-го дня Творения присутствует при самых характерных обстоятельствах весьма откровенный намек на Амана, а в самом начале строительства Ноева ковчега намекает Тора, правда, чуть более тонко, на М Р. Аман так и записан: המן, правда, в ином произношении: "а мин", а М Р משה еле-еле закодирован в слове בשגם, посмотрите, там тоже та же гематрия.

Аман упомянут, конечно, в риторическом вопросе Б-га к Адаму: "А не с того ли дерева ты ел? - הֲמִן־הָעֵ֗ץ אֲשֶׁ֧ר צִוִּיתִ֪יךָ לְבִלְתִּ֥י אֲכָל־מִמֶּ֖נּוּ אָכָֽלְתָּ ", а М Р тоже в прямой речи Б-га:  "... לֹֽא־יָד֨וֹן רוּחִ֤י בָֽאָדָם֙ לְעֹלָ֔ם בְּשַׁגַּ֖ם ה֣וּא בָשָׂ֑ר וְהָי֣וּ יָמָ֔יו מֵאָ֥ה וְעֶשְׂרִ֖ים שָׁנָֽה"

Связь М Р с водной стихией, и даже власть над ней, напрашивается: воды Нила его не утопили, напротив, как только его лодочка поплыла, немедленно прекратили бросать в реку других детей, вода в колодце поднялась к нему навстречу, вдобавок говорят, что дочерей Итро столкнули в воду, а М Р их оттуда спас. Еще более известны случаи с разбитым на 12 столбовых дорог Красным морем и с добычей в пустыне пресной, но полезной воды. Есть еще примеры.

Упоминание, пусть будет стерто, имени Амана в сочетании со змеем, искушением и смертью тоже не вызывает ровно никакого удивления.

Но почему Талмуд объединяет М Р и Амана в одном исследовательском поиске? Более того, сразу вслед за ними Гмара интересуется о месте в Пятикнижии для царицы Эстер и Мордехая. Их противостояние Аману в физическом мире, в истории, а не в теории, общеизвестно. И тогда необходимо дополнить вопрос.

Так и сделаем: искать и находить намек в Торе на людей, которые просто хронологически могут рассчитывать только на намек, естественно и для мудрецов, и для интересующихся их мнением, а бывает, и собственной значимостью, простых граждан. Но для чего искать в первой части косвенное упоминание имени того, кто множество раз будет основным героем повествования со второй по пятую часть включительно?!

 

сБп, завтра продолжим...

 

Мне разонравилось называть составные части этого произведения отрывками. Мы не рвем, мы соединяем. Звеньями называть было бы совсем по-пионерски, и посему нарекаю все продолжения соединениями. 

 

Соединение № 2.

 

Следуя объяснению Маараля, поступим так: исходя из наглядных, как бы выпуклых взаимоотношений между современниками, попробуем проникнуть поближе в их сходство с М Р или, наоборот, в противопоставление ему.

Но прежде всего – чем полезен намек для изучения и так доступного для осязания и прочих способов ознакомления предмета? Разве не тем же, что и запах, который оповещает о сущности, о подлинном внутреннем наполнении, опережая и логический, и физический анализ?

Тора – книга космическая и земная одновременно, но при этом, ни у кого нет сомнений, что ее духовная составляющая первична. Точнее и честнее было бы сказать, что не только первична, но и единственна, но об этом нельзя рассуждать без тщательной артиллерийской подготовки.

Человек, когда он действительно разумный, – создание сложное и многослойное, впрочем, как и любая стоящая идея. Столько с ним разного приключится, так по-разному он поведет себя. Как понять – кем же, каким же он на самом деле будет, когда мы частенько не представляем себе даже кем же он на самом деле был? Намек на некую персону в Книге смыслов призван однозначно определить то главное, ради чего он будет призван в этот мир, какую неподражаемую и незаменимую роль он сыграет, или уже успел сыграть. Выходит, что четкое понимание мудрецами Торы одной ситуации, словосочетания, пересчета численного значения букв, выраженное таким же недвусмысленным (для мудрецов) указанием-намеком, служит настолько же точному, насколько и лаконичному определению смысла самых тонких вещей и положений. 

Но мы изучаем Тору, мы не заняты декларацией справедливых, но пустых лозунгов – в таком случае, в чем польза же намеков на М Р и Амана?

В приближении к смыслу.

Где "пахнет" Аманом? В неприглядном виде Адама на первом в истории судебном заседании. В смерти, которая теперь неминуемо настигнет его и его потомство. В проклятии, в позоре и стыде. Неприятный запах. В чем проглядывается "образ" Амана – в змее, измене, в зависти. Отталкивающий вид. Слух о нем мерзкий идет – бессовестный соблазнитель, хитрый лжец. Картина гадкая. Сомнение (сафек на иврите) – в гематрии равно Амалеку. Намек известен – он будит недоверие к Б-гу. Недаром Творец обращается к Адаму с вопросом: "Не ел ли ты?" Как будто намекая – ты ли это тот, которого я создал?! Здесь сама форма обращения указывает на корень проблемы – ты стал во мне сомневаться. Это грешно. Так вопрос "Амин" на самом деле равен "Аману".

Еще один аспект: от Амана исходит угроза смерти. Противостоит ему Эстер, скромная по самым требовательным правилам конспирации и от того прекрасная и желанная настолько, что все ее просьбы принимаются и исполняются без промедления. Противостоит ему Мордехай, чье имя ассоциируется в том же отрывке Гмары с первым и главным элементом душистых материалов, бесамим, входящих в состав кторета, порошка для воскурения на золотом жертвеннике в Храме.

В чем особенность именно такой конфронтации?

Намек, конечно, только намек!

И Гмара спешит с намеком: имя Мордехай, как сказано уже, напоминает о тщательно истолченном порошке растительного происхождения – мар дахи, или мирра дахья в разных арамейских версиях перевода Торы. Использовалось исходное растение и в составе порошка для воскурения, и для других наиважнейших целей (трактат Критот, 6:1, Рамбан на Шмот 25:6). Свойства той смеси известны: физическое – поднималась отвесно вверх, к небесам, метафизическое – прогоняла прочь ангела смерти.

 

Соединение №3

К сожалению, так вышло, что я задержался с продолжением. У кого-то мысли - скакуны. У меня - улитки. Прошу за это прощения, но все-таки мы движемся. Слава Б-гу! 

 

 

Поведение Мордехая, такое решительное и бескомпромиссное, вызывало едкие вопросы. У кого из напуганных современников не проскакивал упрек: Аман – гордец, а ты-то сам покорнее?! Без всякой агрессии отвечает за него Талмуд: если это на самом деле необходимо для служения Б-гу, Мордехай был готов быть перемолотым в фарш да в пудру, и не только врагами, но и родными братьями.

Привести доказательства? Пользуйтесь, пожалуйста, старым правилом: помня, кто был его друг, узнаем наверняка, каким было подлинное лицо героя нашего исследования.

Царица Эстер была ему другом и партнером. И если Талмуд характеризует Мордехая, как человека способного на полное самоуничижение, в порошок, в прах и пепел, ради достижения близости с Б-гом, то Эстер подкрепляет такую характеристику своей личностью. Ее скромность, самодисциплина и, в особенности, ее преданное и бережное отношение к тайне,  идеально соответствуют значению ее имени – сокрытая, этакая царица-невидимка.

Свет ее спасительной власти проявляется неожиданно и мощно в самый темный и безнадежный момент. Она подобна утренней звезде, айелет ашахар, которая долго прячется за спиной ночи. А когда уже уходит на покой луна и пропадают ее коллеги, ночные звезды, и становится совсем холодно и страшно от темноты, вдруг вспыхивает она, и так ярко! Вдруг проясняется, и упрощается мир. Детям малым очевидно – скоро взойдет настоящее солнце!  

Показательное противостояние Мордехая и Эстер с Аманом было победной контратакой скромности и сдержанности на гордость и честолюбие. Такое непременно случается, наши побеждают!

Для тех, кто не устал, еще намек. Имя Аман можно рассматривать как сочетание двух арамейских слов: а (הא) – тот самый, и ман (מאן) – кто, что. Недаром во многих языках так звучит название всего человеческого рода. Чтобы уничтожить Амана, надо хорошо понимать, кто он есть, что является его стержнем. А указателем для решения этой задачи служит его собственное имя (или одно из имен)  – то есть, он СВЕРХЧЕЛОВЕК, он сама человеческая сущность. Точнее, он так думает.

Между прочим, простейшая гематрия Амалека – рам (רם). Что означает – возвышенный. В главе Экев и в главе Шофтим, и в других местах использует это слово Тора для упреждения болезни гордостью. А ман, "а человек", как протянула бы моя покойная бабушка на "чистом" идише, страдает самой уродливой стадией заносчивости. Успешный удар по его амбициям может сломать ему хребет. Что и происходит, когда непокорность Мордехая раз за разом лупит что есть силы по имиджу Амана, заставляя того терпеть и сдерживать себя, а ведь для гордеца нет переживания разрушительнее.

Игра слов, может быть, но обратное звучание – мар (מר) не только созвучно имени Мордехая, но и несет собственный урок. С одной стороны, означает "горечь" или (реже) "капля". С другой – господство и право на владение: господин Мордехай – мар Мордехай. Не надо патентованных моралистов, чтобы представить себе взаимосвязь этих идей. Ведь тот, кто понимает, что является не более, чем каплей в море истории отношений человечества и Творца, кому горько от бед и испытаний и кто сочувствует чужой боли, как своей собственной, именно он достигнет подлинного величия, честно заслужив почетных званий "мар" и "рам" одновременно.

Пришло время вернуться обратно.

Мы позволили себе рассмотреть борьбу спасителей еврейского народа с нашим злейшим врагом как схватку полярных человеческих качеств: высокомерие против скромности. Ну что ж, победило сильнейшее. Но ведь имело место намерение перенести понимание Пурима на другой конфликт – на удивительное сравнение М Р и Амана.

 

очень надеюсь, что завтра продвинемся дальше.

 

Теги не заданы