Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Краткость, кротость, крутость

Отложить Отложено

Мне разонравилось называть составные части этого произведения отрывками. Мы не рвем, мы соединяем. Звеньями называть было бы совсем по-пионерски, и посему нарекаю все продолжения соединениями. 

 

Соединение № 2.

 

Следуя объяснению Маараля, поступим так: исходя из наглядных, как бы выпуклых взаимоотношений между современниками, попробуем проникнуть поближе в их сходство с М Р или, наоборот, в противопоставление ему.

Но прежде всего – чем полезен намек для изучения и так доступного для осязания и прочих способов ознакомления предмета? Разве не тем же, что и запах, который оповещает о сущности, о подлинном внутреннем наполнении, опережая и логический, и физический анализ?

Тора – книга космическая и земная одновременно, но при этом, ни у кого нет сомнений, что ее духовная составляющая первична. Точнее и честнее было бы сказать, что не только первична, но и единственна, но об этом нельзя рассуждать без тщательной артиллерийской подготовки.

Человек, когда он действительно разумный, – создание сложное и многослойное, впрочем, как и любая стоящая идея. Столько с ним разного приключится, так по-разному он поведет себя. Как понять – кем же, каким же он на самом деле будет, когда мы частенько не представляем себе даже кем же он на самом деле был? Намек на некую персону в Книге смыслов призван однозначно определить то главное, ради чего он будет призван в этот мир, какую неподражаемую и незаменимую роль он сыграет, или уже успел сыграть. Выходит, что четкое понимание мудрецами Торы одной ситуации, словосочетания, пересчета численного значения букв, выраженное таким же недвусмысленным (для мудрецов) указанием-намеком, служит настолько же точному, насколько и лаконичному определению смысла самых тонких вещей и положений. 

Но мы изучаем Тору, мы не заняты декларацией справедливых, но пустых лозунгов – в таком случае, в чем же польза от намеков на М Р и Амана?

В приближении к смыслу.

Где "пахнет" Аманом? В неприглядном виде Адама на первом в истории судебном заседании. В смерти, которая теперь неминуемо настигнет его и его потомство. В проклятии, в позоре и стыде. Неприятный запах. В чем проглядывается "образ" Амана – в змее, измене, в зависти. Отталкивающий вид. Слух о нем мерзкий идет – бессовестный соблазнитель, хитрый лжец. Картина гадкая. Сомнение (сафек на иврите) – в гематрии равно Амалеку. Намек известен – он будит недоверие к Б-гу. Недаром Творец обращается к Адаму с вопросом: "Не ел ли ты?" Как будто намекая – ты ли это тот, которого я создал?! Здесь сама форма обращения указывает на корень проблемы – ты стал во мне сомневаться. Это грешно. Так вопрос "Амин" на самом деле равен "Аману".

Еще один аспект: от Амана исходит угроза смерти. Противостоит ему Эстер, скромная по самым требовательным правилам конспирации и от того прекрасная и желанная настолько, что все ее просьбы принимаются и исполняются без промедления. Противостоит ему Мордехай, чье имя ассоциируется в том же отрывке Гмары с первым и главным элементом душистых материалов, бесамим, входящих в состав кторета, порошка для воскурения на золотом жертвеннике в Храме.

В чем особенность именно такой конфронтации?

Намек, конечно, только намек! 

И Гмара спешит с намеком: имя Мордехай, как сказано уже, напоминает о тщательно истолченном порошке растительного происхождения – мар дахи, или мирра дахья в разных арамейских версиях перевода Торы. Использовалось исходное растение и в составе порошка для воскурения, и для других наиважнейших целей (трактат Критот, 6:1, Рамбан на Шмот 25:6). Свойства той смеси известны: физическое – поднималась отвесно вверх, к небесам, метафизическое – прогоняла прочь ангела смерти.

 

 

 

спасибо. мне очень дорого то, что Вы это прочли. сБп, до завтра.

Теги не заданы