Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли говорить лашон а-ра о том, кто причинил тебе зло?

Отложить Отложено

Можно ли говорить лашон а-ра о том, кто причинил тебе зло?

Начнем серию статей о том, можно ли жаловаться или ругать того, кто тебя обидел, оскорбил или нанес какой-то ущерб, или просто плохо обошелся с тобой.  Общий ответ – зависит от обстоятельств.  Иногда можно, а иногда нельзя.  Сначала объясним те случаи, когда нельзя, а потом, когда можно.

Пишет Хафец Хаим (Законы лашон а-ра, гл. 10, пар. 11):  нужно быть очень осторожным и не разрешать себе рассказывать другим людям о том, как у него (рассказывающего) было дело с кем-то и этот кто-то у него украл, или не заплатил ему, или оскорбил его или опозорил и т.д.  

Почему этого делать нельзя?  В прошлых статьях мы писали, что если человек явно намеренно нарушил закон Торы и не сделал тшуву (не раскаялся), то есть не извинился или не возместил нанесенный ущерб, то про это говорить лашон а-ра можно.  Так в чем разница, если этот человек нарушил закон Торы по отношению ко мне (нельзя) или к кому-то другому?  

Разница, пишет Хафец Хаим, в следующем.  Как известно, в лашон а-ра есть два запрещающих фактора (шней диним, на языке ешив):  намерение (кавана) унизить и злорадствовать, и ущерб и вред.   В нашем случае, ущерб репутации другого человека оправдан его поступком (см. Лашон а-ра и рехилут о проступке бен адам ле-хаверо или Хулиганство в городе Н-скe-IV — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com) ).  А вот намерение должно быть следующим: рассказать о гнусном поступке другого человека, чтобы люди презирали тех, кто совершает зло, и не шли его дурными путями, или чтобы он сам, увидев, что люди его осуждают, раскаялся и вернулся на правильный путь (см. Лашон а-ра о проступке бен адам ле-хаверо или Хулиганство в городе Н-скe-I — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com)).  

И с намерением, когда говоришь о том, кто тебя оскорбил, – проблема.  Потому что, скорее всего, оно будет не абстрактным намерением осудить зло и создать атмосферу его общественного неприятия, а вполне конкретное желание оскорбить и опозорить того, кто поднял руку на твоё достоинство или имущество.  И чем больше человек будет опозорен в глазах слушателей, тем больше будет радость и наслаждение того, кто об этом рассказал.

А теперь давайте проиллюстрируем этот закон конкретным примером из жизни обитателей города Н-ска.

Атмосфера в русской синагоге города Н-ска резко изменились.  Бурные прения на кидуше о событиях (на)(в) Украине прекратились, полностью вытесненные событиями Симхат-Тора и войной уже Израиля.  Даже споры об израильской политике тоже прекратились.  Все были согласны с главными тезисами: hэм хайот (они дикие звери), бъяхад ненацеах (вместе победим) бъэзрат Ашем, как настаивал новый рав на модификации этого лозунга, все помогаем фронту.  Из завсегдатаев мобилизовали Влада-программиста, дяди-Мишиных внуков и сыновей Когана, Рабиновича и Гольдштейна.  

Единство дошло до своего апогея, когда Рабинович, приехав навестить своего сына-танкиста около Газы, столкнулся там с известными нам Роном и Талем.  Их в армию не взяли из-за криминального прошлого и пришлось сглаживать чувство вины тем, что целый день жарили стейки солдатам.  А увидев Рабиновича с сыном, прослезились, назвали его ахи (мой брат), извинились и загладили вину за очередную вмятину в Лансере (см. Лашон а-ра о проступке бен адам ле-хаверо или Хулиганство в городе Н-скe-I — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com)) двумя стейками.  

Однако, увы, единство дало трещину в предыдущий Шабат.  Демобилизованный Влад-программист услышал, как дядя Миша Кукушкинд сказал, что во всем виноват Биби, и жарко к этому мнению присоединился, подкрепляя его своим моральным авторитетом вернувшегося с фронта бойца.  Надо сказать, что зверства Хамас и примкнувших к ним псевдо-мирных жителей Газы, подвинуло русскую синагогу Н-ска, как и все израильское общество, резко вправо, правее Чингиз-хана, как образно выразился старый Наум.    И поэтому тезис, выдвинутый Владом и дядей Мишей, стал предметом жаркого спора.

К сожалению, на дебаты в английском парламенте этот спор походил мало.  A в конце Гольдштейн, возглавивший отпор Владу, прибег к убийственному аргументу:

– А ты тут не строй из себя патриота.  Ты вообще в Мерец состоял, и итнаткут поддерживал, левак ты убогий. Я еще в твоем Фейсбуке нашел, как ты кричал, что пора валить в Германию в 2014 году, потому что будет война с Хамасом и ракеты. И народ, такие же, как ты и твои дружки-уроды из Тель-Авива, тоже раскалывали на еврогранты. А потом, когда эти подонки убрали Трампа, ты радовался.  А сейчас ты кричишь, что ты больше понимаешь, чем Биби.   Биби за Израиль кровь лил, в Саерет-Маткаль служил, а ты?  Кичишься своей формой, но я-то знаю, что ты на самом деле джобник (тыловик), никакой ты не герой.  Сидел в штабе за компьютером и кофе пил, а теперь строишь из себя ветерана.  Ми ата бихляль?! (ты кто вообще?)

Степень относительной вины, и непосредственной и духовной, за то, что произошло седьмого октября, мы здесь обсуждать не будем, но очевидно, что слова Гольдштейна подходят под определение мальбин пней хаверо бе-рабим (позорить другого человека публично), и однозначно являются некрасивыми, неприемлемыми, даже гнусными, и нарушают заповедь Торы позорить другого человека.

Старый Наум, Саша-программист, новый рав и Паша-Пинхас этот разговор не слышали.  Новый рав объяснял Саше-программисту свой хидуш, Паша-Пинхас внимательно слушал, а старый Наум в тот Шабат слег с ковидом.  Можно ли им рассказать об этом происшествии?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто рассказывает.  Если это рассказывает Хасидашвили, до глубины души возмущенный поведением Гольдштейна, то можно.  Потому что он это будет делать из правильных побуждений – то есть из желания осудить неправильное поведение.

А если это будет делать сам Влад-программист, то нельзя.  Потому что Владом, как пишет Хафец Хаим, почти наверняка будет двигать чувство мести, желание отыграться и опозорить Гольдштейна в отместку за свое унижение.  И тогда в словах Влада будет присутствовать, по крайней мере, один запрещающий фактор.  

Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, Политика, злословие, алаха, выборы, Сплетни