Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Больше года назад мы обратили внимание на противоречие в словах Хафец Хаима. Всем рекомендую перечитать (см. ). С первым примером, приведенным в той статье, мы разобрались (см. Лашон ара про творящих зло и противоречие в словах Хафец Хаима? — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru)). А теперь давайте поговорим о третьем – проступке в отношениях между людьми (бен адам ле-хаверо).
Итак, Хафец Хаим приводит разрешение говорить лашон а-ра о человеке, который сознательно и намеренно нарушает еврейский закон, законы Торы или законы мудрецов. Польза в данном случае – леганот поалей авен – осуждать и порицать творящих зло, чтобы другим неповадно было, да и, может быть, сам грешник сделает тешуву, когда увидит, что все его осуждают (см. КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ИЛИ ЛАШОН АРА ЛТОЭЛЕТ-II — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru), ОН ГРЕШИТ, А МЕНЯ НАКАЗЫВАЮТ?--II — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru)). Это разрешение ограничивается несколькими условиями, одно из которых – проступок был совершен неоднократно. Поэтому если, например, мы один раз видим нашего соседа, вроде бы соблюдающего мицвот, включающего телевизор в субботу, это не дает нам права говорить о нем лашон а-ра. А если это повторяется несколько раз, то можно.
Однако описывая аналогичную пользу в проступке между людьми (Законы лашон а-ра, гл. 10, пар. 5), Хафец Хаим это условие не упоминает. Почему же закон более строгий, на первый взгляд, в вопросах бен адам лехаверо?
Чтобы было легче понимать весь ломдус, сначала приведем пример из жизни израильского города Н-ска, а потом разберем алаху.
Рабинович вышел из супермаркета с двумя пакетами фруктов и овощей и направился на стоянку. Подойдя поближе, он увидел, что на капоте его старенького Лансера сидят два молодых человека в спортивных шортах, майках и тапочках, увешанные разными золотыми цепочками и браслетами. Приблизившись еще немного, он различил на них несколько татуировок, угрожающих врагам и признающихся в любви любимым девушкам, и признал в сидящих местных хулиганов Таля и Рона. Таль и Рон вальяжно полулежали на капоте (Рабиновичу это напомнило иллюстрации древних седеров из пасхальной Агады) и лениво лузгали семечки.
– Ребята, это моя машина, – сделал первый ход Рабинович.
– И что?
– Вообще-то, мне нужно выехать
– И что?
Рабинович понял, что тут нужен конкретный разговор, и пошел положить в машину свои сумки с овощами и фруктами. Подойдя к двери, он начал рыться в кaрмaнах в поисках ключей.
– У тебя там один ключ, а у нас три способа открыть машину, если не найдешь – поможем.
Рабинович проигнорировал этот выпад, положил продукты в машину, закрыл дверь и с решительным видом подошел к Рону и Талю.
– Давайте, слезайте с машины и улетайте отсюда, – грозно сказал Рабинович. Силы были неравные, но из одесского детства он знал, что действовать нужно было решительно.
– А ты кто такой вообще? – заорал Таль, слез с капота и подошел вплотную к Рабиновичу.
– Ты мне не кричи, давай отсюда! – стоял на своем Рабинович. Он заметил, что Рон куда-то исчез, и силы выровнялись.
– Ты знаешь, с кем ты говоришъ? – угрожающе сказал Таль.
Дальше Рабинович и Таль около минуты толкали друг друга и занимались взаимными оскорблениями, но тут неожиданно опять появился Рон с увесистым булыжником.
«Да, дело плохо», – подумал Рабинович, – «ну ничего, пропадать – так с музыкой. Держитесь, гады».
Однако пропадать ему не пришлось. Рон подошел к машине и два раза с размаху ударил булыжником по капоту, после чего они с Талем обозвали Рабиновича сволочью, демонстративно сплюнули, развернулись и спокойно ушли.
На капоте образовалась большая вмятина. «Позвать полицию?» – думал Рабинович, – «да ладно, у меня на Лансере этих вмятин уже штук восемь есть, одной больше, одной меньше – не важно».
При чем тут лашон а-ра? А при том, что за этой сценой наблюдал (см. ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--Х — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru) ) наш старый знакомый, дядя Миша Кукушкинд. Годы и сердце не позволяли дяде Мише принять активное участие в разборке, но рассказать об этом абсолютно недостойном, неприемлемом и недопустимом поведении представителей современной молодежи дядя Миша мог и, естественно, хотел. Там более что Таль приходился внучатым племянником его соседу (весьма достойному человеку, кстати) Ниссиму, а Рон был то приятелем, то врагом («как Незнайка с Гунькой», – говорил дядя Миша) Томеру Ягудаеву (см. ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--Х — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru) ).
Может ли дядя Миша рассказать о том, что он увидел, всем своим знакомым по синагоге и по дому?
Хафец Хаим приводит следующие необходимые условия для того, чтобы рассказывать лашон а-ра о проступке в отношениях между людьми:
1) Знание о поступке должно быть непосредственным. Тут все хорошо: дядя Миша все видел сам.
2) Нужно быть уверенным, что поступок истолкован правильно. Тут тоже все хорошо: Рон и Таль однозначно поступили плохо.
3) Не преувеличивать. Дяде Мише нельзя рассказать, что Таль ударил Рабиновича, а Рон хотел его ударить булыжником. Можно лишь рассказать все, как было.
4) Цель и намерение, с которой информация передается (кавана) – принести пользу.
В идеале, пользой было бы то, что обидчик извинится перед обиженным. Здесь на это рассчитывать не приходится. Но существует другая, слабая польза, ради которой, тем не менее, разрешается говорить лашон а-ра. Это леганот поалей авен – осуждать творящих зло. Нужно говорить, что зло это зло, а человек, который его совершает, – злодей, раша. Таким образом в обществе формируется представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ради этой пользы тоже можно говорить лашон а-ра. Однако это разрешение работает только относительно человека, про которого мы можем сказать, что он раша, то есть сознательно нарушает законы Торы.
В нашем случае, Рон и Таль под это определение подходят. Тора запрещает быть хулиганом, и про сознательного хулигана, занимающегося сознательным хулиганством (пусть даже мелким), говорить лашон а-ра можно. Но здесь дядя Миша должен руководствоваться исключительно стремлением осудить зло и поддержать добро. Если же дядей Мишей будет двигать злорадство или наслаждение чужим падением – то вместо мицвы получится стопроцентное злословие, лашон а-ра.
5) Нужно перед тем, как говорить лашон а-ра, упрекнуть того, о ком говоришь, – а вдруг он исправится. Это условие тоже неактуально, поскольку дядимишины замечания Рон и Таль слушать не будут.
Итак, исходя из того, что мы обсудили, дяде Мише можно рассказывать о конфликте Рабиновича с Роном и Талем.
Но почему, в этом случае нам хватило всего одного хулиганского поступка, чтобы определить Рона и Таля как решаим (злодеев)?
Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, алаха, злорадство