Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Что может быть прекраснее детских лиц? Дети кажутся нам непорочными прекрасными созданиями. Но почему тогда из хороших детей вырастает так много плохих людей?
Нам кажется, что виной всему является влияние окружения, хотя каждый человек также делает своей выбор между добром и злом. Ведь нередко бывает, что браться получают одно и то же воспитание, но вырастают совершенно разными людьми.
Так, например, сыновья Ицхака, близнецы Эсав и Яаков, один вырос негодяем, а другой — праведником. Возможно, что атмосфера дома Ицхака способствовала духовному становлению увлеченного учебой Яакова, но не соответствовала природе непоседы Эсава. «Эта история учит родителей искать индивидуальный подход к каждому ребенку», — писал рав Шимшон Рефаэль Герш, вспоминая слова царя Соломона: «Воспитывай (ханох) ребенка его путем (в соответствии с его природой), тогда, даже состарившись, не свернет он с него» (Притчи, 22:6).
Любопытно, что слова Ханох (воспитывай) и Ханука — это однокоренные, связанные по смыслу слова. Потому праздник Ханука — это праздник воспитания человеческой личности, напоминающий родителям, что они должны воспитать, озарить светом души своих детей.
Однако светом можно лишь делиться, указывая своим личным примером светлый путь в жизни. Потому прежде чем озарить светом чью-то душу, следует сначала озарить свою собственную. Воспитание же других начинается в воспитания себя самого.
Важнейшим инструментом воспитания является поступок. Совершаемые нами поступки оказывают огромное влияние на наши души. И если некоторые поступки строят, озаряют душу светом, то другие — разрушают и привносят тьму…
…Когда Эсав пришел с поля и увидел, что Яаков сварил суп, то потребовал накормить его. Яаков знал, что Эсав недостоин продолжать традицию отца, и потому предложил ему продать первородство. Эсав продал первородство и съел суп. В завершение этой истории сказано: «И пренебрег Эсав первородством» (Берешит, 25:32).
Казалось бы, мы и так это знаем, что Эсав пренебрег первородством, ведь он продал его. Зачем же Тора повторяет то, что и так ясно?
— Для того чтобы мы не подумали, что «Эсав пренебрег первородством» и потому «продал его Яакову», — объясняет рав Авраам Тверский в своей книге «Living each week». — Наоборот: «Эсав продал первородство» и как следствие «пренебрег им»!
Эсав не смог совладать со своей страстью к еде. Насытившись супом, он должен был оправдать себя в своих собственных глазах. Потому-то и сказано в конце этой истории: «И пренебрег Эсав первородством»!
Представьте себе человека, который не сумел преодолеть искушения и взял то, что «плохо лежит». После кражи он испытал угрызения совести. Физическая боль спасает жизнь, помогая человеку обратить внимание на кровотечение. Так же и боль души, чувство вины предохраняет человеческую личность от деградации, сообщая ему, что он совершил поступок, противоречащий его системе ценностей. Совершивший кражу человек может либо раскаяться и вернуть ворованное, либо заглушить чувство вины самооправданием, пренебрегая грехом, говоря себе: «Все воруют!»
Так, совершая преступление и оправдывая свои действия, человек становится преступником. И точно также, совершая добрый поступок, человек становится добрее, и, воспитывая себя, привносит свет в свою душу…
…Яакову бежал из родительского дома от ненавидящего его брата. Возвращаясь со своей семьей 22 года спустя он узнал, что навстречу ему идет Эйсав с войском в четыреста человек. Яаков готовился к бою, и казалось, должен был взять в руку меч, но он почему-то вернулся ночью за маленькими сосудами «остался один» (Берешит, 32:25, Раши). «Маленькие сосуды» это намек на «маленькие сосуды» Миноры, которые, наполняясь оливковым маслом, рассеивают тьму ночи. Но разве эти сосуды могли помочь Яакову в бою? Конфликт братьев это — символ конфликта света и тьмы, который происходит, прежде всего, внутри самого человека. Тьму не выгоняют палками, не сокрушают мечом, ее рассевают светом! «Маленькие сосуды» — это «маленькие дела» праведников, осознающих ценность каждого, даже кажущегося незначительным поступка. Ибо каждый добрый поступок, подобно Ханукальной свече, воспитывает и вдохновляет, озаряя светом души людей.
Теги: Тора, Ханука, Воспитание, Кацин, Тверский