Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как любить ребенка

Отложить Отложено

300 

Последний путь. Памятник Янушу Корчаку. Скульптор Б. Сакциер. Яд ва-Шем, Иерусалим

Янушу Корчаку (1878–1942) предлагали бежать, спасти свою жизнь, но он пошел на смерть вместе со своими воспитанниками. Этим поступком он доказал, что действительно верил в то, чему учил в своих книгах…

Главная идея педагогического подхода Корчака предельно проста и одновременно чрезвычайно сложна в осуществлении: воспитатель должен любить детей! И любовь к детям стала символом всей его жизни. Любовь к детям победила смерть — ведь его героический поступок, как и его книги, вдохновлял поколения воспитателей и родителей.
Впрочем, не все знают, что известный польский писатель Януш Корчак был на самом деле Хенриком Гольдшмидтом. Он вырос в ассимилированной еврейской семье, любил польский язык и польскую литературу. Еще подростком начал писать прозу и стихи и взял себе псевдоним — Януш Корчак. Став знаменитым врачом Варшавы, Корчак размышляет о том, чтобы посвятить себя воспитанию детей. Постепенно он начинает осознавать себя евреем, задумывается об антисемитизме в Польше и начинает все больше тянуться к своему народу и к Земле Израиля.
В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию «Помощь сиротам», а в 1911 году открывает в Варшаве Дом сирот для еврейских детей. При этом Корчак руководит еще одним домом — для детей бедных поляков. В 1935 году он пишет небольшую книгу «Как любить ребенка», которая становится манифестом любви и преданности детям.
В 1940 году в Доме сирот было более двухсот детей. Всех их фашисты переселили в Варшавское гетто. Воспитанники-поляки подготовили Корчаку побег из гетто, но он отказался — не хотел покидать детей.
Очевидцы свидетельствовали, что воспитанники детского дома Корчака шли в Треблинку спокойно, колонной по четыре человека, и несли знамя своего Дома с шестиконечной звездой — щитом Давида. Во главе колонны поющих детей шел Януш Корчак, на одной руке у него был ослабевший мальчик, а за вторую руку держалась девочка.
«Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом сирот, — пишет один из очевидцев. — Люди замерли… Так, строем, сюда еще никто не приходил.
«Что это?!» — крикнул комендант. «Корчак с детьми», — сказали ему… Когда дети уже были в вагонах, комендант спросил доктора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». — «Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?» — «Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор…» — «А дети?» — «Невозможно, дети поедут». — «Вы ошибаетесь, — крикнул доктор, — вы ошибаетесь, дети — прежде всего!» — и захлопнул за собой дверь вагона…»
…В воззвании «К евреям!» Корчак призывал помогать сиротам. «Кто бежит от истории, того история догонит… Мы несем общую ответственность не за Дом сирот, а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее — традицию лет. Сохранить благородство в несчастии!» (д-р Хенрик Гольдшмидт, октябрь 1939 г.).
К сохранению какой традиции призывал евреев Януш Корчак?
История знает множество примеров преданности евреев своим братьям. Из поколения в поколения мы черпаем вдохновение в истории спасения Моисея. Когда фараон приказал топить еврейских мальчиков, родители спрятали Моисея в корзину и поставили ее в тростнике у берега реки. Смерть ребенка казалась неминуемой, потому все ушли. И лишь старшая сестра Моисея Мирьям продолжала стоять, ожидая спасения. Маймонид пишет, что она подвергала свою жизнь опасности, ведь если бы ее увидели египтяне, ей грозила смерть.
Своим поступком Мирьям не только доказала свою веру, но и верность самой себе, своей жизненной миссии защитницы и спасительницы брата. В этой верности, в этой готовности к самопожертвованию во имя других, заложена и основа веры в будущее освобождение нашего народа. Ведь благодаря верности Мирьям был спасен Моисей, который боролся за спасение и исход евреев из Египта.

 

 

Теги: Тора, Холокост, вера, верность, Корчак